– Буквально накануне нашей, Наталья Николаевна, встречи здесь у вас произошло удивительное событие. Впервые за всю историю цирка в Ярославле сюда пришли пообщаться живущие в нашем городе ветераны цирка, многие с близкими, кто-то целыми семьями. Некоторые целую вечность не виделись, другие были знакомы только по афишам. Всё получилось по-домашнему, без намёка на официоз и было похоже на встречу закадычных друзей, волей обстоятельств давно друг друга потерявших из виду.
– Наша инициатива – не разовый жест вежливости. Тот, кто однажды приходит в цирк, решив отдать ему лучшие годы жизни, не покидает его никогда – здесь остаётся его душа. Те, кого мы пригласили, – а кто-то из них актёры действующие – не гости. Они причастны к сотворению в этих стенах энергетики радости, и мы должны быть с ними вместе. Им не просто показали новый цирк, где всё жизнеобеспечение радикально обновлено, и не по старозаветному правилу «от достигнутого», а исходя из конечных высоких целей: «безопасность, комфорт плюс красота». Обсудили с ними два важных взаимосвязанных вопроса – какими быть в Ярославском цирке музею и студии.
– У витрин с фотографиями, афишами, детскими рисунками ко мне подошёл старый знакомый, артист-универсал, руководитель семейного цирка-шоу «Чародеи» Александр Турабов и рассказал, как он себе такой музей представляет. Назвал его живым – это когда экскурсию ведёт сам артист, на глазах у зрителей «оживляя» в трюках снимки, реквизит, имена на афише.
– Живой музей – это же здорово, беру на заметку. Но чтобы такой замысел состоялся, помещение надо расширить, чем мы и займёмся, не откладывая дело в долгий ящик. Место для студии тоже есть – просторный репетиционный зал с зеркалом во всю стену. В день встречи мы получили сразу несколько предложений от тех, кто хоть сейчас готов стать здесь педагогами. Сразу скажу, что студия, а в дальнейшем, если всё получится, цирковая школа – проект не коммерческий. Платной она будет для взрослых. Ну представьте: маститый профи, инженер или таможенник, да кто угодно, в детстве мечтал стать клоуном. Но не сложилось. И вдруг он узнаёт, что есть место, где ему помогут осуществить мечту детства. Платными будут и занятия цирковым фитнесом, и по реабилитации после травм – есть и такой у нас проект «Доктор Цирк». Эти деньги пойдут на оплату ведущих в мастер-классах. Раз или два в месяц планируем на манеже уроки основ циркового искусства для детсадовской малышни и младших школьников с экскурсией по закулисной части. Всё это тоже за символическую, в общем-то, плату 100 – 200 рублей. Но основными слушателями, скажем, бесплатного курса клоунады станут ребятишки из детских домов, школ-интернатов, многодетных и неполных семей.
– Так и слышу вопрос сердитого читателя: как программы такого социально ориентированного цирка согласуются с полной почти невозможностью для многих сходить в Ярославский цирк после его реконструкции всей семьёй: дорого?
– Все программы с крупными аттракционами – коммерческие. У каждой есть продюсер, мы называем его прокатчиком. Он вкладывает деньги в аренду цирка, оплату труда обслуживающего персонала – у нас это человек двести, платит за проживание артистов в гостинице. Если это аттракцион с хищниками, то один тигр съедает в день килограммов 5 – 6 мяса, при том, что «разгрузочных дней» у господина Тигра не бывает. Понятно, почему на Западе у цирковых менеджеров стойкое убеждение, что доходы через кассу не могут покрыть расходов на содержание большого аттракциона с хищными животными. Как вернуть затраты, да ещё и прибыль получить – это забота прокатчика. Отсюда и его ценовая политика, и вмешиваться в неё директорам цирков, мягко говоря, некорректно – не наши это денежки. По той же причине мы вряд ли можем воспользоваться примером Ярославской филармонии с заключением договоров на льготные билеты с комплексными центрами социального обслуживания населения, детскими домами, ветеранскими объединениями, организациями инвалидов. У нас один способ получить какое-то количество бесплатных билетов для сирот, инвалидов: надавить на сознательность и мораль партнёров, напомнив, что цирк от рождения добрый, ему надлежит быть с человеческим лицом.
– И действует?
– Иногда действует, как было во время гастролей предыдущей программы «Сафари». Прокатчик вошёл в наше положение, и мы получили по 150 – 200 билетов на каждое представление в течение целой недели. Спасибо коллегам за благородный жест. Будем стараться по возможности использовать такой шанс, чтобы и на крутых волнах рыночной экономики оставаться цирком социальным.
– Есть, Наталья Николаевна, и другие вопросы из читательской почты. Например, такой: «Наш цирк – лучший в мире»; остаётся ли в силе та знакомая всем и каждому речёвка времён развитого социализма?
– Пыль в глаза насчёт «советское – значит отличное», любили пустить и тогда, и позже, это вам в газетах известно гораздо лучше, чем мне. Но российский цирк, где владение профессией, я бы сказала, – вопрос человеческого достоинства, где всё происходит на кураже, на улыбке, и сегодня – да, лучший в мире. В программах знаменитейшего цирка «Дюсолей», интернационального по составу, знаете сколько русских? Каждые три исполнителя из четырёх. Так что, кто там погоду делает, и спорить не приходится.
– Наши за рубеж на заработки уезжать продолжают?
– Продолжают. Птицы они вольные. Хотя у нас всё делается для того, чтобы талант и мастерство оценивались по заслугам. Недавно артистам подняли ставки до достойного, по-моему, уровня.
– Это до какого же?
– Теперь их заработки равны тем, что имеют, к примеру, шахтёры.
– А чем можем мы успокоить тех граждан, кто при одном только упоминании цирка начинает нервничать – недолюбливают его или не ходят сюда вовсе, потому что, дескать, там у вас «мучают животных».
– Я бы им прямо сказала, что в цирке животных не мучают нигде и никогда. Такое голословное утверждение их, понимаю, не устроит, и я бы, как сумела, вкратце пересказала, что думает по этому поводу руководитель следующей программы нашего цирка – дрессировщик суматранских тигров, народный артист России Николай Карпович Павленко.
– Так послушаем его?
– Бывает, говорит он, нужна твёрдая рука, когда надо от этих красавиц добиться своего, а не получается. Зритель всего этого видеть не должен, но это никакая не жестокость. В манеже Павленко не заставляет тигров ничего делать против их естества, а трюки для них, согласно теории Сеченова и Павлова, единственный, причём мирный, способ добывания пищи. Так что там сугубо деловые отношения. Вместо хлыста в руках у дрессировщика лёгкий стек, и он грациозно манипулирует им словно дирижёрской палочкой. Суматранцы и особенно суматранки отвечают ему полным доверием, почём зря размножаются в неволе. Чтобы окончательно умиротворить рьяных защитников братьев наших меньших, расскажу историю, действующими лицами которой стали на днях я сама и мои близкие. Ехала в Ярославль издалека на машине, увидела у дороги собаку с верёвкой на шее. Взяли беспризорную с собой, пролечили. Теперь похожий на плюшевого мишку Плюш живёт с нами. Надоумил открыть больничный приют для бездомных собак, а если такой в Ярославле имеется, то ещё один, при поддержке властей с участием специалистов зоопарка, с которым мы заключили об этом пока устное соглашение, в связке с цирковыми ветврачами и дрессировщиками. Будут лечить брошенных собак, учить их хорошим манерам, чтобы их легче было потом пристроить в семьи.
– В Ярославле вы раньше бывали?
– Приезжала не так давно обменяться опытом на проходивший в ТЮЗе фестиваль «Маяк» – спектаклей, поставленных в детских домах и школах-интернатах. В его афише была даже опера «Снежная королева» с участием солиста Большого театра Андрея Григорьева. Инициатором и одним из устроителей фестиваля стал фонд Ольги Тихоновой «Наши дети». Ольга и её команда единомышленников, молодых менеджеров и предпринимателей, делают всё возможное и невозможное, чтобы сироты не чувствовали себя выброшенными из жизни. Тогда я и поняла, что хочу жить и работать в городе, где так относятся к детям.
– А интересно, как, будучи, по данным разведки, дипломированным филологом, вы пришли в цирк?
– Кроме университетского филфака я закончила юридический факультет. Диссертацию защищала по детской психологии. А в цирке как оказалась? Хотите, скажу начистоту? Здесь я потому, что влюбилась в человека, давно и навсегда преданного этому искусству. Он-то и вдохнул в меня любовь к цирку. К тому же по гороскопу я Лев, а место царю зверей, если уж ему выпала судьба среди людей жить, где? Конечно, на манеже. До переезда в Ярославль я была советником генерального директора Российской цирковой компании по вопросам социальной политики. Проводила в жизнь свою авторскую программу под романтическим названием «Цирк – территория счастья», поддержанную администрацией Президента России. Многое из того, о чём мы с вами сегодня говорим, – из этой программы. Кое-что в ней будто специально предназначено для Ярославля с его одной из древнейших российских епархий, с его почтенными не только театральными, но и цирковыми традициями. К слову, зимний цирк здесь был построен в 1850 году, на два года раньше, чем такой цирк появился в Москве златоглавой. Я имею в виду прежде всего инициативу, названную – лингвисты не дадут соврать – однокоренными словами «Церковь и цирк», связанными, я бы сказала, по кровному родству: и там, и там само пространство заряжено энергией добра. Для начала совместно с международным «Клубом православных меценатов» – среди его членов Оксана Фёдорова, Иван Охлобыстин, Авраам Руссо – откроем в фойе цирка выставку мерных (от слова «мера») икон, копий со старинных досок, искусства современных изографов. На Руси такие иконы с ликами святых, написанные по росту, «мере», младенца, наши предки в честь его появления на свет дарили в защиту от всех напастей детям и внукам. Клуб меценатов нас горячо поддержал, и такую выставку мы обязательно откроем до конца нынешнего сезона.
– О конкретных сроках исполнения задуманного, Наталья Николаевна, важно сказать ещё и для того, чтобы не давать злым языкам лишних поводов привычно позлословить по поводу красивых замыслов, писанных на воде вилами.
– Я в новой должности чуть больше месяца, но кое-что из задуманного у нас уже в действии. В дни, когда нет представлений, мы несколько раз собирали ребятишек из детских домов на «уроки искусств» наших друзей – бразильской певицы Габриэлы и фехтовального дуэта из Москвы «Бритеро». Дрессировщики Хотим, два Олега – отец и сын – показали, на что способны их ручные попугаи ара и как они находят с этими своенравными пернатыми общий язык. Подбираем педагогов в студию. О наборе в неё первыми в ближайшее воскресенье узнают из программок зрители премьерного представления труппы под художественным руководством Николая Павленко.