Приятные нестыковки
Быть популярным в крошечном городке – дело неудивительное, но для человека военного театральная известность все же довольно необычна.
Александр Всеволодович окончил Воронежское суворовское училище, затем Ставропольское училище связи, и наконец, военную академию имени Можайского. Служба забрасывала его в разные города России. Конечным пунктом стал Переславль.
Уже в отставке Никитин познакомился с режиссером Шагиным и стал заядлым театралом. И едва ли в нем, добродушном, артистичном и невероятно экспрессивном, найдется хоть что-то от привычно сухого образа вояки.
Впрочем, в жизни Никитина все время была какая-то приятная нестыковка. Будучи третьеклассником, даже не учась в музыкальной школе, он пел в хоре знаменитого А. В. Свешникова, профессора московской консерватории. Будучи связистом ракетных войск, играл на сцене профессионального театра. Работая охранником, умудрялся еще и сниматься в кино.
Ему есть что вспомнить о тех временах.
Страхи по Гоголю
В «Панночке» Никитин играл самого старого и мудрого казака Явтуха. В лучших традициях гоголевского ужастика спектакль ставили в церкви. Не обошлось без чертовщинки. В самый кульминационный момент в церкви вдруг зажглась электрическая лампочка, хотя электричество даже не было проведено. Публика тогда перепугалась не на шутку. Да и у актеров мороз по коже пошел.
Но Александр в эти бредни о нечистой силе не верит – глупости все, он несуеверный. Иначе еще в молодости не позволил бы положить себя в гроб, что в актерской среде считается дурным предзнаменованием. Вот как это было.
– Когда я учился, начальство строго следило за тем, чтобы мы во время отпуска не бездельничали, а где-нибудь работали. Моя мама, певица Куйбышевского государственного народного театра, пристроила меня к себе. Я работал фоновым актером. Там с алебардой постоять, тут в снежки поиграть. В опере «Риголетто», например, я был бандитом, маму свою – она играла Джиду – в мешке таскал.
В «Демоне» в гробу лежал князем Гудалом. В спектакле этого персонажа играл заслуженный артист РСФСР Петр Конышев, очень талантливый тенор. Такому крупному артисту в гробу лежать как-то несолидно, вот я его и заменял.
Боевое крещение
Правда, один раз Александр Всеволодович все же сыграл и более крупную роль в том театре. Точнее, не сыграл, а станцевал.
Труппа выехала на гастроли в Тверь с «Бахчисарайским фонтаном». Военная часть, где служил Никитин, располагалась неподалеку. И он отпросился у начальства съездить «к знакомым балеринам». А в театре как раз экстренная ситуация – один актер опоздал на поезд и не приехал к началу спектакля. Пришлось курсанту за него отдуваться. И пока несчастный служитель Мельпомены, трясясь от волнения, добирался до Твери на такси, вояка на полном серьезе отплясал весь первый акт.
После спектакля к нему подошел один старый актер и ободряюще похлопал по плечу: «Ну что, с боевым крещением тебя. Топай в магазин!»
Зэк и охранник
в одном лице
Редкий человек в Переславле может похвастать, что принимал участие почти во всех фильмах, снятых в окрестностях города. А вот Александр Всеволодович может. Пусть его лицо так ни разу и не мелькнуло на экране. Зато интересно было.
Сначала был оскароносный фильм «Вор» в 1996 году. Зима, трещит лютый мороз. По сценарию рядом с Никитским мужским монастырем, временно исполнявшим роль колонии, – костры, а вокруг в дряхлых костюмах, выданных «Мосфильмом», прыгает почти окоченевшая женская часть массовки. Женщины ожидали, когда надзиратели будут загонять заключенных в черный «воронок», чтобы хоть мельком увидеть лица родных мужчин. Одним из них был Владимир Машков, игравший главного героя фильма.
А еще одним – Александр Всеволодович. Впрочем, опознать его в секундном эпизоде невозможно. Так же как и в охраннике с автоматом на наблюдательной вышке, а ведь у него на поверку тоже лицо Никитина.
Такой же,
только лысый
В фильме «Полицейские и воры» с Хазановым в главной роли Александр Всеволодович работал его дублером, а по совместительству помощником опергруппы – таскал камеру, настраивал «журавля».
Чтобы Геннадия Викторовича не гонять, аппаратуру настраивали на Никитине. С виду он похож на Хазанова – такой же невысокий, коренастый. Только лысый. Впрочем, этот факт не мешал киношникам путать Никитина с известным актером.
– Параллельно с «Полицейскими...» в Переславле Михаил Евдокимов снимал «Не валяй дурака», – рассказывает Александр Всеволодович. – И однажды произошел такой курьез. Стою я на перекрестке в центре, жду зеленого света, а мимо Евдокимов на машине проезжает. Увидел меня, орет: «Гена! Привет!» Я в ответ: «Да не Гена я!» Это он меня с Хазановым перепутал. Я тогда в кепке был – незаметно, что волос-то нет.
Да и режиссер Николай Досталь тоже постоянно меня на съемочной площадке Хазановым называл:
– Хазанова в яму!
– Это не Хазанов, это Никитин!
– Да какая разница! Он такой же, только лысый.
Миллион
за Хазанова
Этим летом Никитин работал в массовке в «Дачниках» Маргариты Тереховой. За полдня съемок Терехова платила 150 рублей. В нынешнем фильме Кирилла Серебренникова по чеховской «Палате № 6» – «История одной болезни», съемки которого недавно проходили в Переславле, за один день выдавали по 250 рублей.
А за «Полицейских и воров» Никитину заплатили в общей сложности аж миллион! Правда, тогда, в середине 90-х, суммы с множеством нулей были в порядке вещей. Но ведь и по тем временам немало.
Впрочем, Никитин говорит, что не из-за денег каждый раз ввязывается в подобные авантюры. Меряет костюмы, мерзнет, прыгает в яму и вместе с кучей народа в массовке пытается выполнять требования уже порядком выведенного из себя непонятливой толпой режиссера.
На деньги ему и вправду плевать. Главное – чтобы интересно было. А просто так жить скучно.