понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 04 октября 2008

Женщина­гармония, женщина­«некстати»

нет фото

Завтра – день рождения Инны Чуриковой. Особенно тесно мы общались больше двадцати лет назад, познакомившись в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда сын Инны Чуриковой и Глеба Панфилова был ещё маленьким Ванечкой и первую свою роль сыграл в отцовском фильме «Васса». И была это роль… внука главной героини, которую трагически-скупо и по-женски жестоко (жена, убивающая мужа, который позорит семью) играла его ещё не достигшая сорока лет мама.

автор Татьяна ЗЛОТНИКОВА

 

Боится ли Чурикова возраста и связанных с ним изменений? Конечно. Тем более что ушедшее время то и дело мешало ей, с её-то гипертрофированной требовательностью к себе, к художественной правде, к соответствию себя, мира и искусства, играть роли, о которых мечтала, к которым готовилась, но которые ушли от неё вместе с этим самым временем. Жёстко отсекала неосуществимые планы, лёгким своим голосом, летящим, без нажима в интонациях и без надрыва в модуляциях замечая: «Пока ждала роль Жанны д’Арк, оказалось, что уже пора играть её маму». И стала играть «мам»: горьковскую Ниловну в фильме Панфилова, Лизавету Прокофьевну в телевизионной версии «Идиота», интеллигентных женщин преклонного возраста в «Московской саге» и «В круге первом».

Чурикова вполне могла остаться актрисой одной роли, пусть и при некотором количестве других, не вызвавших интереса публики, не ставших её собственными достижениями; так произошло с не вписавшейся во время и пространство кинематографа Е. Савиновой – смешной и безумно искренней певицей из фильма «Приходите завтра». Могла с её далеко не самой удобной и простой для нанесения грима внешностью, с её густой смесью нежной женственности, ироничности и бурного драматизма в «запасниках» актёрской души не найти желающих занимать её в фильмах и спектаклях (и хорошо, если бы нашлась иная сфера реализации, как у руководителя театра «Современник» Г. Волчек); а могла замереть на очаровательной гротесковой, но годами не меняющейся точке отсчета – её откровенной странности (как это стало с блестящей, но далеко не достигшей своего апогея Л. Ахеджаковой).

Не осталась. Не замерла. И если кто-то думает, что ей повезло выйти замуж за выдающегося режиссёра, который снял её в нескольких крупных ролях («В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Васса», «Тема», ещё несколько лент – это все их совместные с Панфиловым работы), то ошибается. Её не побоялся пригласить в свой, тогда ещё только набиравший обороты творчества и популярности «Ленком» Марк Захаров. Её стали снимать другие режиссёры, и не только мэтры вроде Петра Тодоровского (бестрепетная, вроде не дура, вроде не хамка, но чудовищно нелюбимая, хотя, возможно, любви и достойная женщина в «Военно-полевом романе». Словно «выстроила» вокруг себя таких непростых и самодостаточных актёров, как Н. Андрейченко и Н. Бурляев). К ней, в кино ли (Е. Лебедев, Н. Губенко, М. Ульянов), в театре ли (Е. Леонов, О. Янковский, Н. Караченцов), оказался применим неписаный закон коллективного творчества: скажи мне, кто твои партнёры, и я скажу, на что ты способен.

Хрупкая женщина с тихим голосом. Стильной грацией и кажущейся лёгкостью адаптации к любой – бытовой ли, условной ли – ситуации она напоминает великую балерину Плисецкую. Не танцем, а тем, как носит огромные шляпы с перьями, шарфы или кринолины, как фиксирует моменты сценического, да и кинематографического бытия, не прилагая видимых усилий к тому, чтобы привлечь внимание публики. Как она швыряла по сцене крепкого и атлетичного Караченцова – Тиля в одном из первых ленкомовских взрывных и успешных спектаклей – в «Тиле». Как она загоняла под свою юбку-абажур рослого и деревянно-бестолкового Ракова – Глумова в «Мудреце». С каким опасным стуком она роняла на сцену затылок Янковского, оседлав которого, объясняла ему смысл его творчества и её любви к нему в «Чайке». С какой паучьей цепкостью она на расстоянии цепляла голосом и жестом Абдулова в «Варваре и еретике».

При всей таинственности личного мира, который актриса не скрывает намеренно, но в который как-то очень вежливо и мягко, с традиционной, почти по-американски широкой улыбкой не пускает, у меня накопилось несколько её реплик, которые создают своего рода канву творческого credo этой женщины.

«Надо мечтать и думать всё время об одном. И тогда получится» – это одна из реплик 1981 года. Кажущуюся банальность актриса поясняла любимым своим на тот момент примером – Жанной д’Арк, которая для неё не только персонаж фильма «Начало», где фабричная девчонка Паша Строганова сыграла роль героической француженки, и не только неосуществлённая мечта о роли в другом фильме, к которому актриса готовилась несколько лет, ничего иного не играя всё это время. Жанна для неё понятная, близкая девушка, факт её, Чуриковой, биографии. И она отсылала к опыту реальной Жанны: «У неё – получилось. Она знала, чего хочет, и просто шла к своей цели».

«Я ощущала её возраст, а отсюда как-то само возникло его внешнее выражение». Вот так – просто ощущала, просто возникло. Это – когда она в фильме «Валентина» по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» сыграла свою первую «возрастную» роль поселковой буфетчицы. Уже тогда стало видно, что для такой актрисы не существует проблем профессиональной технологии. Это почти легкомысленное «само возникло» – плод её долгого ожидания и неспешных раздумий, внимательного разглядывания и умения услышать слово, его звук, его настроение и его вкус. Что ж, тогда и вправду «само». У такой-то актрисы, которая умеет терпеть, ждать, воспринимать других и не навязывать себя.

Она сообщила тогда, что в женщине ценит «естественность и доброту в глазах». Нежная, как принято считать, Офелия была у неё лишена такой доброты, поскольку режиссёр хотел увидеть в ней властолюбивую дочь царедворца, которая любила не какого-то Гамлета из захолустного Эльсинора, но принца, брак с которым мог сделать её королевой. Она мечтала о потерявшей доброту в глазах ибсеновской Гедде Габлер (ещё одна не сыгранная вовремя и потому вообще пропавшая роль) и играла трёх добрых, несмотря на грубость одной, тяжеловесность другой и гордость третьей, женщин в «Тиле». Она была полна естественности, когда стала с мощной страстью читать с эстрады гармонично-спокойные на первый взгляд стихи А. Ахматовой.

Естественность и доброта в глазах, несмотря на непонимание, страдание и даже истеричность, были свойствами одной из её самых совершенных, но публике почему-то мало известных ролей. Сарра в чеховском «Иванове», роль болезненно-неприятная для многих актрис, несущая в себе оттенок неловкости и раздражения, была во время репетиций и для Чуриковой источником кошмарных сновидений. А потом на одном из спектаклей она вдруг сымпровизировала – схватила валявшуюся за кулисами маску и (её героиня решила повеселить вечно куксившегося мужа) выскочила, приложив муляж к лицу, чем вызвала едва ли не истерическую реакцию Е. Леонова: умирающая жена выпрыгивает к мужу в запредельно-ненормальном виде. Выскочила, выпорхнула, только не просто вышла или появилась.

Чурикова о своей жизни в театре и кино могла бы сказать словами её любимой Ахматовой: «По мне, в стихах всё быть должно некстати». Важно в этом случае не «некстати», то ли тоскливое, то ли восторженное (хотя нелепости в её героинях хоть отбавляй); важно – что «в стихах», то бишь в искусстве. Творчество для неё не стало способом отгородиться от жизни, не заменило жизнь игрой и не превратилось в источник тщеславного самолюбования. При всей вполне искренней скромности она, несомненно, знает себе цену. В свои 65 она не молодится, но и не чурается моды, в которой с годами стала выбирать для себя не строгость, как прежде, а продуманную, изысканную экстравагантность. И, похоже, она боится не столько времени, вместе с которым движется, не нарушая внутренней гармонии, сколько людей, которые за этим временем пытаются угнаться, теряя в этой погоне самих себя. Да и боится ли? Скорее вежливо избегает. Не говорит им дурного, но и в любви не признаётся. Ведёт себя честно и интеллигентно.

Большая, уникальная русская актриса живёт, играет в театре и в кино, отделяя в мире добро от зла, правду от лжи. В этой связи ещё одна давняя, но не устаревшая реплика: «В искусстве потрясти можно только правдой. Уровнем правды».

Читайте также
  • 27.12.2012 Модернизация сквозь слёзы 1 января 2013 года завершается масштабная модернизация россий­ского здравоохранения. По замыслу разработчиков, она должна была уравнять возможности
  • 26.12.2012 «Есть женщины в русских селеньях» Взгляните на это лицо. Лицо Шуры в спектакле Волковского театра «Бабаня». Играет её Галина Ефанова. Русский философ Василий Розанов как-то
  • 22.12.2012 Соседи живут дольшеВ течение последних лет в Ярославской области увеличивается ожидаемая продолжительность жизни населения. В 2011 году она составила 70 лет, что на 1,6 года
  • 05.12.2012 Правовая поддержка ярославских женщин К сожалению, в юридическом плане женщины до сих пор являются наиболее уязвимыми представителями современного общества. Об этом свидетельствуют научные исследования, статистика.
  • 28.11.2003 Лестница, которая не кончается Худенькая, нерешительная девочка с распущенными пушистыми волосами, спадающими почти до пояса, поднимается по большой лестнице, ведущей в театральное училище.
  • 01.11.2002 Актриса из Москвы Сегодня, последним из ярославских театров, начинает свой сезон камерный театр под руководством Владимира Воронцова. Задержка была вызвана тем, что несколько
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Японский гамбит«Северный край» уже писал о гастролях Волковского театра в Японии, где постановкой «Ревизора» ярославцы
  • Музей... футбола! Мышкин – старинный футбольный центр. Достаточно сказать, что здесь был создан один из первых футбольных
  • C гастролей – на фестиваль Труппа театра имени Ф. Г. Волкова вернулась с гастролей. Шесть спектаклей волковцев посмотрели жители