Для начала новые правила распространены были только на 70 наиболее ответственных рабочих (всего 200 человек). Два месяца новых порядков дали сразу около 15 процентов увеличения производства против ожидаемой выработки при том же количестве рабочих и машинной силы.
Получилось за два месяца 240 рублей лишней чистой прибыли против средней, выведенной из пятилетнего опыта. Излишек прибыли разделён пополам между капиталом и трудом. Таким образом, 70 рабочих за два месяца получили лишних 120 рублей сверх своей помесячной платы.
Упомянутая фабрика принадлежала раньше помещику, совсем приходила в упадок и пять лет тому назад за долг перешла к государственному банку. Приехал из столицы новый инженер-управляющий, и для фабрики настали новые времена.
И вот уже третий год, как здесь введён восьмичасовой рабочий день. Результаты этого нововведения уже обнаруживаются. Количество выработки осталось прежнее, и в то же время сразу сократилось число несчастных случаев на фабрике.
Устроены удобные жилища для рабочих. Каждая семья имеет бесплатно целых две, даже три комнаты. Заведены школа, библиотека, чайная с читальней, открытая для всех окружных деревень. Второй год функционирует потребительское общество, основанное на паях самих рабочих. Дела общества идут настолько хорошо, что у него уже составился небольшой капитал.
Государственный банк по закону должен продать вскоре эту фабрику. Покупатели явились (несколько купцов) даже из других уездов. Но у заведующего имеется проект продажи фабрики самим рабочим, то есть их потребительскому обществу, с привлечением к этому делу частных капиталов в форме акций.
Фабрика стоит 300 тысяч рублей. Банк согласен теперь получить 100 тысяч, а остальные рассрочить и погашать из прибылей. У потребительского общества с частными капиталами имеется до 35 тысяч.
На днях из банка получены некоторые благоприятные известия, по которым можно ожидать, что банк согласится получить пока только 50 тысяч, а остальное рассрочить. Недостающие 15 тысяч здесь найдутся.
Заведующий соглашается остаться, если состоится эта продажа, и вполне ручается за успех дела при новых владельцах.
* * *
МОСКОВСКО-ЯРОСЛАВСКО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, которая в последние годы при эксплуатации частным обществом, окончившим своё существование известным крахом, не давала дивиденда или же отчисляла его из фиктивных доходов путём бухгалтерских приёмов, оказалась далеко не дефицитной.
И казённая эксплуатация, как мы слышали, закончила прошлый операционный год с чистым доходом, превышающим миллион рублей. Такая сумма отвечала бы вполне приличному дивиденду на скупленные в своё время правительством акции разорённого общества.
* * *
В ПОСЛЕДНЕМ СОБРАНИИ РАБОЧИХ по механическому производству в Москве приват-доцент Вормс сделал сообщение о санитарных условиях работ на предприятиях крупной промышленности вообще, и в частности, на фабриках механического производства.
Докладчик указал на промышленную Англию, где в 1872 году, когда условия производства в крупной промышленности приблизились к нашим, средний возраст фабричного рабочего не подымался выше 38,5 года.
Но уже 17 лет спустя, в 1889 году, рядом с резким улучшением условий фабрично-заводского труда максимум жизни рабочего в среднем поднялся до 48,5, то есть на 10 лет.
По поводу этого доклада подали свой голос многие из присутствовавших здесь рабочих. Они отметили ряд интересных фактов из русской фабричной жизни, рисующих санитарное состояние некоторых крупных заводов и фабрик.
* * *
МОСКВА. СОСТАВЛЯЕТСЯ ТОВАРИЩЕСТВО из крупных капиталистов для постройки трёх образцовых ночлежных домов на десять тысяч человек с крытыми рынками и конторами для найма рабочих.
Постройка обойдётся в миллион три тысячи рублей. Собран капитал в полмиллиона. На остальную сумму ожидается ссуда из кредитного общества.
Товарищество ставит городу условием, чтобы существующие ночлежные дома были закрыты. 800 коек будут даровыми. Нищие на бесплатные койки не допускаются.