* * *
Группа московских женщин подает Москов-скому губернскому земскому собранию петицию, в которой просит собрание при предстоящем пересмотре земского положения высказаться за дарование женщинам равных с мужчинами прав на участие в земском самоуправлении.
* * *
«Русские ведомости» получили следующее заявление: «Костромские женщины, присоединяясь к заявлению московских женщин и вполне разделяя пожелания харьковских женщин относительно необходимости свободы личности, скорейшего прекращения войны и созыва народных представителей, выражают горячую надежду, что осуществление этих пожеланий произойдет в самом непродолжительном времени и внесет в жизнь те начала свободы, любви и равенства, которые составляют драгоценнейшее достояние христианской цивилизации и которые так грубо попираются в настоящее время».
* * *
Вологда. Каждый день через Вологду проходят большие партии крестьян с котомками за плечами. Направляются они на Ярославль в надежде найти там какую-либо работу на фабриках, на пристанях и т. д.
В каждой партии много женщин. Среди последних попадаются девочки-подростки. Женщины думают, что им удастся найти места прислуги, поденщицы и т. п.
В сущности же все они – и женщины, и мужчины – идут на авось. «Бог даст, что-нибудь и найдем, какая-никакая работишка да вывернется, а дома уж очень оголодали», – отвечают они на расспросы о том, надеются ли получить работу в Ярославле.
* * *
Село Иловна Мологского уезда, женская воскресная школа. Вот уже второй год, как у нас в селе при земском училище функционирует женская воскресная школа, открытая по инициативе местных учительниц. Контингент учащихся как по возрасту, так и по познаниям самый разнообразный.
Но, к сожалению, в нынешнем учебном году учащихся гораздо меньше, чем в прошедшем. Очевидно, что тяжелые экономические и бытовые условия нынешнего года до некоторой степени отразились и на крестьянах Иловенской волости. Так, в прошлом учебном году всех учениц было около 50 человек, тогда как в нынешнем году всего 25 – 30. Самое близкое и деятельное участие в школе принимают старшая учительница О. Н. Воскресенская, Е. С. Иловская, Е. А. Алексеева.
Несмотря на свою физическую усталость во время занятий в школе и вместо того, чтобы воспользоваться праздничным отдыхом, они все-таки находят время, чтобы заняться и со взрослыми, что, конечно, те и оценили по достоинству, и не одно горячее спасибо сердечное сказали им эти русские женщины и девушки, у которых так сильно развито стремление к свету.
Инициаторы надеются и впредь продолжать это дело, и на будущий год, если им удастся, откроют и мужскую школу, потому что, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что и в Иловенской волости, сравнительно обеспеченной училищами, встречаются совершенно неграмотные мужчины.
В заключение нельзя не пожелать, чтобы наша свободная и праздная интеллигенция, каковой всегда много найдется в больших селах, взялась за это дело с полной уверенностью, что труд их оценят и «спасибо сердечное скажет им русский народ».
* * *
Фабричная богадельня. При спичечной фабрике наследников И. Н. Дунаева для престарелых и неспособных к физическому труду рабочих фабрики года два назад открыта богадельня на десять коек. В настоящее время здесь призревается только одна старушка, хотя охотников нашлось бы много.
Заведует богадельней фельдшер Д. И. Троицкий, который принимает «богадельцев» по личному усмотрению. Очень часто случается, что действительно нуждающиеся получают отказ.
Так, например, это случилось с бывшей работницей фабрики, крестьянкой Ярославской губернии и уезда д. Ларино Евдокией Пашкиной, которой в настоящее время уже 91 год и которая не имеет средств и уже не способна к труду. Она два раза обращалась с прошением о приеме, но оба раза получила отказ. Г-н Троицкий причину отказа мотивировал тем, что «для одной старухи, да еще больной, не нанимать же сиделку».
* * *
«Крым» сообщает, что в одной из местных деревень сорок лет назад цветущая семнадцатилетняя девушка вышла замуж за шестидесятилетнего старика в надежде, что он скоро умрет и оставит ее наследницей значительного состояния. Недавно эта женщина умерла 57 лет от роду, оставив по себе безутешного столетнего вдовца и пятерых детей.
//Рубрику ведет кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ.