Что касается законоведения, то в старших классах будет читаться не только теория права, но и материальное право. В качестве преподавателей законоведения предполагается пригласить, особенно для провинции, чинов судебного ведомства.
Кроме того, будет обращено особое внимание на русский и немецкий языки и физику. В старших классах будут проходиться новые классики, начиная с Гоголя. Новые планы в
7-м классе будут введены с осени, а в 8-м классе – на следующий год.
* * *
КОСТРОМА. С 17 августа в мужской гимназии начались занятия, а вместе с тем и карцеры. Дальше по обыкновению последуют ставление в угол, шивороты, подзатыльники и т. п. приемы педагогических воздействий и вразумлений молодого поколения. Затем ученики, отдохнувшие за лето на лоне природы, станут постепенно втягиваться и свыкаться с удушливой атмосферой надзирательного сыска.
Что же делать? Выбора в учебных заведениях нет, педагоги иных средств, кроме палки, не знают, и родители бессильны помочь своему горю. Приходится, с одной стороны, радоваться, что дети их не остаются выброшенными за борт учебного заведения, а с другой – плакать, глядя на то, как педагоги уродуют их детей.
* * *
КОСТРОМА. Как только в мужской гимназии начались занятия, многие родители забегали в поисках за репетиторами. Правда, этих господ в нашем городе хоть отбавляй, и многие из них перебиваются, как говорится, с хлеба на квас.
Но, во-первых, не всякому дано сеять разумное и доброе, а во-вторых, каждому (по возможности) хочется, чтобы его ребенок брал уроки именно у того, кто имеет возможность ставить ему двойки и колы. Понятно, что при этом приходится не щадить денег, но зато имеешь уверенность в успехах ребенка...
Со своей стороны и господа педагоги, идя навстречу желаниям родителей и развивая свои аппетиты, трудятся, не щадя живота своего, так как прекрасно знают, что конец учебного года с лихвой за все их вознаградит.
Впрочем, и то сказать – на то ведь и щука в море, чтобы карась не дремал...
* * *
К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ В ЯРОСЛАВЛЕ. Стыдно сказать – у нас в городе далеко не достаточно число начальных училищ, особенно для девочек.
Негде учить детей, окончивших курс начальной школы. Даже таких общеобразовательных училищ, как городское
4-классное, у нас одно. В любом уездном городе в подобных названному училищу мест для всех желающих в нем учиться с избытком.
У нас это роскошь, и места достаются по трудному конкурсу.
Последние годы в наше городское училище поступало не более 50 процентов желающих в нем учиться. И нужно было видеть горе родителей и детей, когда около 80 – 90 лиц получали отказ, так как училище переполнено.
Очевидно, необходимо спешить открыть второе городское училище, тем более что расходы на эти училища городов обыкновенно более чем скромны.
Лишь с открытием двух частных женских гимназий вопрос о среднем образовании девочек стал менее острым, но мужская гимназия у нас одна, переполненная, реального училища нет.
Можно подумать, что в других городах так же или даже хуже удовлетворяется эта потребность. Для рассеяния подобного мнения мы обращаемся к статистическим данным и видим, что из 196 городов России, давших в 1898 году сведения о расходах на народное образование, Ярославль расходует относительно меньше 158 городов и больше лишь 38. Средний расход с каждого жителя в городах на учебное дело 78 копеек, в Ярославле лишь 20 копеек.
Все уездные города губернии, давшие сведения, оказывается, расходуют на народное образование больше, а именно: Романов – 44 копейки с жителя, Данилов – 48, Углич – 57, Любим – 81, Молога – 136, Рыбинск – 185, Пошехонье – 199, Новгород – 42, Кострома – 43, Петербург – 85, Кострома – 43, Париж – 400, Ярославль – 20.
Приведенные данные достаточно убедительно показывают, как Ярославская дума боится расходов на народное образование. Что же делать?
Там, где хотят учебно-воспитательное дело поставить хорошо, организуют при управах школьную комиссию. Так делается в Петербурге, Москве, губернских земствах и больших городах. Такая комиссия завела бы действительный учет детей, перед которыми закрываются двери школы, наметила бы сеть и типы нужных школ в Ярославле, указала бы жгучую необходимость открытия училищ для продолжения образования.
С. Вязьмицкий.
* * *
ВЗЯТКА. Какое дикое отношение к школе наблюдается со стороны родителей, показывает следующий факт. За несколько дней до приемных экзаменов один из местных педагогов получил «умоляющее» письмо с предложением взятки. Приводим отрывки из этого письма:
«Имею честь Вас покорнейше просить – сделайте милость принять сына моего... – фамилии называть не будем, – если же Вы не примете, то не знаю, где и обучать... Если будете добры, то сделайте такое доброе расположение – почтите: я желал бы израсходовать в размере от 10 до 20 рублей. С истинным почтением к Вам...» – следуют подпись и адрес.
Вполне понятны вопли этого родителя, предлагающего взятку в виде угощения, на недостаток мест и беспощадную конкуренцию на приемных экзаменах, но нельзя же избегать конкуренции таким постыдным путем! Этим ведь можно нанести оскорбление всему педагогическому персоналу училища...
К чести господина педагога, он отклонил угощение и послал «отцу» соответствующее письмо, где назвал его предложение по имени.
* * *
РОСТОВ. В настоящее время возвратились учителя и учительницы из Финляндии, куда они совершали экскурсию. Особенно сильное впечатление произвела на экскурсантов постановка народного образования в Финляндии.
– Далеко нам до них, – вот общий вывод из всего этого, какой дают наши народные учителя и учительницы.
//Рубрику ведет кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ.
* * *
Номера газеты предоставлены ГАЯО.