ЯЛТА. Курортные дела Ялты очень плохи. Приезжих крайне мало. Магазины и квартиры пустуют, владельцы многих из них накануне краха. Вместе с ними переживает тяжелое время и трудовая часть населения, лишенная заработка по той же причине – вследствие отсутствия публики.
Курортный кризис в Ялте, конечно, находится в прямой связи с положением России, хотя есть и специальные причины на месте. Заключаются они в систематическом запугивании местными властями приезжей публики происходившими последние полтора года митингами. Делая из мирных митингов пугало, разгоняющее приезжающих, местная полиция рассчитывала, что ялтинское население из опасения повредить курорту прекратит митинги, но вышло так, что иногородняя публика была действительно терроризирована, а митинги не прекратились.
* * *
НА РИВЬЕРЕ. ИСТИННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ. Дело происходило в Ницце – в славном городе, куда обыкновенно направляются «российские князья, бояре, воеводы» согревать свои телеса после холодов и туманов любезного Отечества. Среди избранного общества блистает славный покоритель Сибири, его превосходительство генерал МеллерЗакомельский. Генералу нравится в Ницце. Он бы не прочь еще пожить, но, к сожалению, срок отпуска истекает. Придется возвратиться в любезное Отечество, где, может быть, его ждут новые лавры, новые карательные экспедиции (против восставших крестьян – Р. С.).
Заманчиво, конечно, но. Ницца так хороша, что хотелось бы хоть немного продлить отпуск. За чем же дело стало? Обратиться к врачу, получить свидетельство и послать просьбу о продлении отпуска. К какому бы врачу обратиться? Тут, конечно, прежде всего нужен добрый человек, который бы понимал неприятное положение генерала, принужденного покидать чудный край для какихто служебных надобностей.
Генералу рекомендуют русского врача Эльсница. Прекраснейший доктор, высокообразованный человек, ученыйпопуляризатор. А уж что касается доброты – бессребреник, идеалист. Генерал отправился.
– Вот, доктор, уж будьте так любезны, свидетельство мне.
– Ваша фамилия?
– МеллерЗакомельский.
– Виноват! Как?
– МеллерЗакомельский.
– Вы из Сибири?
– Да.
– Тот самый, которого называют «покорителем Сибири»?
– Да, говорят, – легкая усмешка скользит по усам генерала.
– Это под вашим начальством были эти карательные экспедиции?
– Да.
– Да, да? Так вот, вот там дверь. Уходите, уходите скорее. Слышите? Вон! Вон отсюда! Пойдите вон! Вон!
Дрожащий голос доктора перешел в крик негодования. Генерал поспешил удалиться.
* * *
ЯРОСЛАВЛЬ. БЕГА. Беговой сезон местное общество поощрения рысистого коннозаводства открывает 27 августа. Первым будет разыгран приз в 200 рублей в честь действительного члена общества Е. А. Кропина.
Всего беговых дней по программе намечено шесть (27 августа, 3, 10, 17, 24 и 26 сентября). Всех призов будет разыграно на сумму до 4500 рублей. Из них самый крупный в 650 рублей от членов общества в честь вицепрезидента общества И. А. Вахрамеева (будет разыгран 26 сентября).
Предстоящий беговой сезон обещает быть интересным как благодаря крупным призам, так и оттого, что местными любителями спорта приобретено много новых лошадей. Кроме того, ожидается большой привод иногородних рысаков.
* * *
НА ДУХОВСКОЙ УЛИЦЕ* по дороге к Таборам у казенной винной лавки ежедневно толпится масса пьяных, так называемых зимогоров, которые пристают к прохожим, требуя «добавить». В случае отказа грозят избиением. А напротив лавки в канаве, находящейся перед домами, принадлежащими церкви Пятницы Калачной, постоянно валяются бесчувственные тела упившихся и веселые компании, которые проводят время за выпивкой и пением неприличных песен.
* * *
*Названия улиц: Духовская улица – сейчас Республиканская; улица Таборы – Октябрьская площадь и часть Республиканской улицы. Номера «Северной речи» предоставлены ГАЯО.