СЕЛО ГОРКИ Угличского уезда. Маленькие дети у нас мрут как мухи ежегодно от поноса и прочего во время летней страды. В одну неделю после Петрова дня на кладбище села Горок схоронили 15 детей. Земли у нас разбросаны мелкими клочками в разных местах, иногда отдаленных от деревень. Крестьянам приходится бегать в сенокос из одной пустоши в другую, не до ребят тогда.
Единственный выход для сохранения детей заключается в широком развитии свободной общественной жизни, когда крестьяне придут к мысли об устройстве яслейприютов для сохранения здоровых детей – надежды будущего государства.
* * *
ДАНИЛОВСКАЯ ХРОНИКА. В уездной больнице обыватели города, равно и крестьяне, пользуются медикаментами бесплатно. Они только уплачивают земский сбор 5 копеек за посуду. С некоторых, по бедности, земского сбора не производится. Этими льготами, между прочим, пользуются крупные торговцы, горожане, состоящие или гласными городской управы, или земства. Интересно, как им отмечают в приходных книгах больницы, ужели, «по бедности». Н. ЛЕСНОЙ.
* * *
ДАНИЛОВСКИЕ ПИСЬМА. В имении княгини Гагариной крестьяне спалили массу готовых дров и строевого леса. Причина волнения – тяжелое положение крестьянства.
* * *
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ. Милостивый государь, господин редактор! Не откажите поместить в вашей уважаемой газете настоящее разъяснение по поводу помещенной в № 17 газеты «Северная речь» статьи «Даниловские письма», касающейся поджогов дров и строевого леса в имении графини Гагариной.
Никаких данных к допущенному в статье утверждению нет и быть не может, так как отношения соседних крестьян к имению моей доверительницы всегда были и в настоящее время самые дружественные. Упоминание же о тяжелом положении крестьянства вызовет у всякого, маломальски знакомого с местными условиями, по меньшей мере, удивление.
Поджоги дров и строевого леса в имении были и в прежние годы не в меньшей степени, чем теперь, и не понимаю, кому и зачем понадобилось придавать им значение и характер, каких они не имеют. Примите уверение в совершенном моем почтении. Управляющий имением княгини Гагариной. А. КЕРИК.
* * *
ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ. И в нашей губернии начались аграрные беспорядки. В трех уездах: Муромском, Покровском и Юрьевском – крестьяне разгромили несколько имений. В Муромском уезде разгрому подверглось имение графини Уваровой. Крестьяне выкосили луг, вырубили часть леса. Дело не обошлось без вмешательства полиции.
В село явился исправник со стражниками и готовым списком «вожаков». По нему он назвал несколько крестьян и отправил их на «суд» к управляющему графини Горшкову. Один из крестьян отказался идти, его поддержали другие, и все отправились к дому управляющего. Полиции пришлось отступить. Вызвали казаков и стали арестовывать мужичков. Было арестовано около двадцати человек. Арестованных окружили конные казаки. Но последние, видимо, были на стороне арестованных и дали возможность некоторым скрыться. Осталось добровольно семь человек, которые отправлены в губернские арестантские роты как зачинщики аграрных волнений.
В Меленковском уезде у предводителя дворянства А. Дубенского, известного реакционера, сожжено до десяти тысяч пудов клевера.
* * *
СЕЛО ИВАНОВКА. Отобрание земли у причта. По примеру других крестьян, отбирающих за последнее время землю у духовенства в общественное пользование, крестьяне села Ивановки на днях на сельском сходе составили приговор о немедленном отобрании всей земли у местного причта в количестве 60 десятин, которой духовенство пользовалось долгие годы. Нужно сказать, «поповская» земля лучшая по качеству. Местный батюшка часть земли засевал, имея собственную скотину, плуги и работников, частью же сдавал в аренду крестьянам.
* * *
ЯРОСЛАВЛЬ. Вздорожание продуктов. В очень короткое время цены на мучные продукты значительно возросли. Так, например, пшеничная мука вздорожала от 18 до 20 копеек на пуд, выпекаемый же из нее хлеб – на 40 копеек на пуд. Черный хлеб вздорожал: из обдирной муки на полкопейки, из черной – на четверть копейки на фунт. Белый французский хлеб значительно убавился в весе.
* * *
Номера «Северной речи» предоставлены ГАЯО.