В прежнее время она была весьма распространена в Лапландии, Финляндии, Лифляндии, Литве и Польше. Насколько далеко она распространяется сейчас на запад и юго-запад, очень мало известно, и тем большее значение имеют сведения о распространении её в пределах Ярославской губернии, через которую, или вблизи которой, проходит, кажется, граница её области. На запад и юго-запад от нашей губернии летяга, по-видимому, пропадает совершенно.
В нашей местности она принадлежит к числу редких животных, может быть, являясь спорадично. Однако она была находима в разное время года, и случаи нахождения её гнёзд и детёнышей подтверждаются сообщениями С. С. Белозёрова из Пошехонского уезда и находкой текущего года.
«Кроме этого уезда, – пишет Л. П. Сабанеев, – летяга встречается, кажется, лишь случайно. Таких случаев нам извест-
но всего три за десять лет. Один раз в Ярославском уезде на границе с Угличским, верстах в тридцати от города, около Нагорного. Здесь её поймали живую в дупле. Другой – в Углич-ском, недалеко от границы Романовского, и третий – в последнем (Синьково по угличскому тракту)».
Четвёртый случай, неиз-вестный Сабанееву, имел место в семидесятых годах в Любим-ском уезде, где летяга была убита А. В. Каратыгиным в сосновом лесу близ деревни Стародворской недалеко от села Пречистого в последних числах октября и первых ноября. Экземпляр был уже вылинявший.
Затем на период около двадцати лет сведения о летяге прекращаются, и лишь за последние шесть лет редкий зверёк снова начинает попадаться.
Так, в 1895 году летяга была убита охотником-крестьянином близ деревни Перехожего Коз-ской волости Любимского уезда с началом осенних заморозков. В марте 1899 года летяга-самка была застрелена при вырубке одного соснового леса в Мологском уезде. Экземпляр этот, прекрасно препарированный покойным Н. П. Сабанеевым, был демонстрирован им на заседании Ярославского естественно-исторического общества 6 мая того же года.
Наконец, первого прошедшего июня летяга-самка была добыта И. В. Самариным в смешанном лесу близ усадьбы Ивахово Сандыревской волости Романовского уезда.
Там находится старая дуплистая осина, в которой ранее было гнездо пёстрого дятла. Желая выгнать птицу, охотник постучал по дереву, и из дупла выскочила белка.
Убив её и увидя, что это самка, он поручил одному из крестьян влезть на дерево и осмотреть внутренность дупла. Там оказалось двое её детёнышей (самец и самка), уже довольно больших и, по всей вероятности, переходивших от питания молоком матери к твёрдой пище.
Гнездо состояло из древесного мха. Бельчата были взяты И. В. Самариным, и, помёщенные в просторную клетку, были удачно выкормлены им молочной соской, кусочками картофеля, древесными листьями, корой веточек, а затем ядрами подсолнечников, миндаля и разных орехов.
Через месяц самка умерла от неизвестной причины, а самец и сейчас жив и, по-видимому, чувствует себя превосходно. Владелец этого редкого зверька любезно выразил согласие демонстрировать его на следующем заседании Ярославского естественно-исторического общества.
Таким образом, летучая белка была найдена до сих пор в шести уездах Ярославской губернии, а именно: в Ярослав-ском, Пошехонском, Угличском, Романовском, Любимском и Мологском.
Несомненно, как животное ночное, летяга часто ускользает от охотника и наблюдателя. Несведущий охотник за белками часто застреливает её, показывает товарищам и знакомым и затем без сожаления бросает, потому что мех не стоит внимания. Лишь иногда в ответ на усиленные расспросы приходится услышать какое-нибудь новое сообщение о находке этого вида.
Над жизнью летяги в неволе, кажется, не сделано никаких наблюдений, и лишь А. Брэм в своей «Жизни животных» утверждает, что эта белка с трудом переносит лишение свободы. Тем ценнее наблюдения
И. В. Самарина над живущим у него экземпляром.