29 апреля школе исполнится 160 лет – в подарок она получит очередного персонажа своей истории: владельца здания. Кем он окажется? Как употребит памятник сельской культуры? В любом случае этого человека будут сравнивать с образами людей, которые основали учебное заведение, опекали его, работали здесь и учились.
В 1848 году начальству Мологского уезда поступило заявление: «Мы, нижеподписавшиеся сельские старосты для всенародного просвещения изъявили желание иметь школу, в чём и подписываемся с согласия крестьян». Тут проживали землепашцы государственные, свободные от произвола помещиков, и хозяйства у них были достаточные. Школу открыли в одноэтажном здании, первым учителем назначили отставного дьячка Ивана Ширяева.
В 1864 году школа стала земской. Евгений Иванович Якушкин, председатель Ярославской палаты государственных имуществ, много ездил по губернии. Посещал Веретею и проникся к школе симпатией – помогал из личных средств. Его отец был декабристом, но сын революцией не увлекался и улучшал народную жизнь постепенно, без катастроф.
Сельские жители школу любили. За помощь ей крестьянин Е. П. Монахов был награждён правительственной медалью «За усердие». В 1873 году крестьянин Стефан Гаврилович Ивонин из деревни Переслегино пожертвовал две с лишним тысячи рублей и отвёл полдесятины из личного надела для постройки нового здания школы. Стал её попечителем. После его кончины школа получила денежный фонд, который расходовала на приобретение учебных пособий. Другие крестьяне отдавали участки из своих наделов для школьного сада сверх нормы – так школа стала землевладельцем. Её землю не решились национализировать даже большевики после 1917 года – оставили за учебным заведением.
Учащихся становилось всё больше. По инициативе волостного старшины Д. С. Обляпина и учителя М. П. Соколова в 1888 году училище получило новое помещение, а в старом открылся одногодичный женский класс. Инспектором по народному просвещению в Мологском уезде был в то время Семён Александрович Мусин-Пушкин – внук знаменитого коллекционера, оценившего «Слово о полку Игореве» в качестве литературного памятника. В школе он проводил воскресные занятия со взрослым населением Веретеи. В 1889 году здесь организовали класс военной подготовки, давали уроки земледелия и садоводства, рукоделия. На средства крестьян Е. П. Монахова и А. С. Корнилова построили здание для библиотеки – она начала работать в 1892 году.
Школе покровительствовала принцесса Ольденбургская, внучка императора Николая Павловича. Портрет главной благотворительницы висел на лестничной площадке второго этажа между меньшего размера портретами императора и императрицы. Изображения особ заказали выходцы из Веретеи, поселившиеся и продвинувшиеся в столице, – их называли в селе «петербуры». Один из них – Петрухин сделался личным секретарём Д. И. Менделеева. Здание, где поместили портреты, было выстроено в 1903 году и освящено в Покров. Из Петербурга по этому случаю были получены телеграммы. «Шлём привет родной школе, сердечно желаем дальнейшего развития и процветания. Петербург, бывшие ученики: Корнилов, Никитин, Афанасьев, Петрухин». «Шестихино, заведующему Веретейской школой Ф. Г. Ширяеву. В день школьного праздника приветствую преподавателей и учащихся, желаю дорогой мне школе благополучия и процветания, поздравляю с успешным завершением Ваших неустанных трудов. Евгения Ольденбургская – принцесса».
Евгения Максимилиановна придерживалась гуманитарных взглядов. Была председателем общества поощрения русских художников. Желала открыть рисовальные классы для сель-ских детей. Об этом мечтал Фёдор Григорьевич Солнцев, уроженец села Верхне-Никульского, ставший знаменитым художником, реставратором и этнографом, работавший по заказам императорского двора. Он был выходцем из крепостных, закончил Петербургскую академию художеств и тридцать лет занимал должность попечителя отделения, где за казённый счёт обучались одарённые крестьянские дети. Принцесса Ольденбург-ская ходатайствовала перед Министерством народного просвещения о пособии на строительство школы в селе Веретея в размере 4800 рублей. Там потом преподавал ученик Солнцева художник Фёдоров.
С 1903 по 2005 год занятия так и шли в этом здании. Одноклассное мужское училище, с которого началось народное образование в Веретее, сделалось двуклассным, четырёхклассным, семилетней, восьмилетней, девятилетней школой. За полтора века сельское учебное заведение закончило немало людей, впоследствии ставших известными всей стране. Архиепископ Литовский и Виленский Александр. Член-корреспондент АН СССР, основатель науки геохимии А. А. Сауков. Академик АМН СССР В. В. Куприянов – он же член немецкой академии естественных наук «Леопольдина». Генералы Тюмин и Закуренков, защищавшие Родину во время Великой Отечественной войны. Выпускники, их потомки навещают школу. В 2005 году её посетил сын А. А. Саукова, подарил музею фотографии из семейного архива. Приезжали бывшие воспитанники детдома № 47, вывезенные в Веретею из блокадного Ленинграда. Побывал доктор экономических наук А. И. Носков, учившийся тут в 1942 году. На здании школы – две мемориальные доски: одна – об открытии её в 1848 году, другая – академику Саукову.
В 2006 году основную общеобразовательную школу в Веретее реструктурировали до начальной. Старших детей – их тут не больше двадцати – перевели в школу посёлка Борок. Двух-этажное историческое здание законсервировали. Свет и отопление отключили. Школьный музей запаковали в коробки и эвакуировали в надёжное место. Руководитель краеведческого кружка в начальной школе, бывший учитель истории Галина Владимировна Бурша, не может показать экспонаты, собранные за тридцать лет. На ремонт и содержание старинного помещения школы у района нет средств. Шли бесполезные разговоры о том, как привлечь в эти места туристов и заработать деньги. Проводили краеведческие чтения, совещания, праздники. Но толкового экскурсионного справочника не издали.
И вот всё окончательно замерло в ожидании выборов главы района. В селе скучно и тихо, слышно только: пилят лес, который не трогали ни при какой власти. Край переживает экономический и моральный упадок. Энергичные люди отсюда ушли. Теперь исчезают оставленные ими вещи.