От истории, тем более недавней, запросто не отмахнешься: мол, что было, то прошло. То, что пережито нашими дедами, отцами и нами самими, не может уйти в небытие. Это не такое уж далекое прошлое отзывается в каждом часе сегодняшнего дня. Оно стучится в сердце и разум, спрашивая, где корни происходящего. А ответ на этот вопрос следует искать в исторических документах.
Эти бесстрастные свидетели эпохи несут в себе неповторимый отпечаток времени с его болевыми точками, с его радостями и надеждами. Это носители информации, родившиеся в определенный временной период и отражающие его реалии. Не зная прошлого, невозможно объяснить настоящее. Поэтому так важно собрать и сохранить документальные свидетельства, подтверждающие уникальность каждого исторического периода.
В последнее время наблюдается рост интереса к историческому прошлому. Не только историки, но и люди, далекие от исторической науки, стремятся познать опыт предшествующих поколений, изучают историю своей семьи, своей «малой родины», организации, где трудятся. Для этого обращаются в музеи и архивы. Однако большинство из них стремятся именно получить историческую информацию, забывая, что архивы в своем истоке создаются у каждого в семье, на работе, в общественной и творческой жизни.
События нынешнего дня уже завтра станут историей, оставив свой след только в документах (неважно в каких: бумажных, электронных, фото или видео). Утратить их – значит потерять историческую память, разрушить общественное сознание. К счастью, есть энтузиасты, способные оценить значение документальных свидетельств недавнего прошлого и современности. И еще более замечательно, что среди этих энтузиастов есть представители молодого поколения.
Речь идет о воспитанниках Ярославской школы юных журналистов, отметившей 26 октября свой двадцатипятилетний юбилей. Начав свою исследовательскую работу с поиска материалов о связи Ярославского края с писателем Николаем Островским, чье имя носит ЯШЮЖ, ребята на протяжении четверти века собирают интереснейшие документы дней минувших. И не просто собирают, а делятся своими находками с центром документации новейшей истории. Пополняя архив нетрадиционным комплексом документов, которые отражают принципиально новые явления в нашей социально-политической жизни, юные журналисты помогают архивистам устранять многолетний перекос в сторону сбора и хранения управленческой документации.
Среди интересных документов, собранных юнкорами, материалы различных политических и общественных объединений, в том числе агитационно-пропагандистские: листовки, плакаты, печатные издания, уникальные фотографии, документы молодежных организаций и форумов, воспоминания о событиях прошлого, которые, как правило, однобоко отражены в архивах.
Так ребята передали в центр документации интервью бывшего «остарбайтера» Н. А. Болдырева, который во время Великой Отечественной войны был насильно вывезен на принудительные работы в Германию, в город Кёльн. Документ содержит интересные факты и подробности пребывания советских граждан на территории фашистского государства, их контактов с простым немецким населением, а также передает живые человеческие чувства 14-летнего подростка, испытавшего на себе суровые тяготы войны.
Особый интерес представляет переданная в архив фотоколлекция школы юных журналистов. Большая часть снимков – это отражение бурной общественно-политической жизни страны в целом и Ярославля конца 80-х – начала 90-х годов прошедшего века с ее демонстрациями, митингами протеста, поиском правды и справедли¬вости.
Краеведческая деятельность будущих рыцарей пера особенно актуальна сейчас, в период подготовки к 1000-летнему юбилею г. Ярославля. Впереди ребят ждут новые интересные находки и открытия забытых фактов и имен, связанных с историей и культурой родного города. Тем более что опыт краеведческой работы у объединения юнкоров достаточно большой.
Ярким примером такого поиска может служить исследование истории Ярославского городского коммерческого училища им. Ярослава Мудрого, открытого в городе в начале XX века и готовившего экономически образованных специалистов для промышленности и торговли, и судьбы его первого директора А. В. Подшивалова. Для ребят эта тема особенно дорога, поскольку именно в здании бывшего коммерческого училища ныне располагается их школа.
Вообще документы по истории Ярославского городского центра внешкольной работы, в прошлом Дворца пионеров, и самой школы юных журналистов занимают отдельное место среди материалов ЯШЮЖ. В частности, одним из результатов последних лет поисково-краеведческой работы юнкоров стало историко-публицистическое издание, посвященное деятельности детской концертной бригады и агитационного клуба Ярославского дворца пионеров и октябрят в годы Великой Отечественной войны. Ребята скрупулезно собирали в архивах, в том числе и семейных, документы и фотографии, записывали воспоминания о военной юности участников тех событий. Каждая строчка этого издания проникнута неподдельным интересом и стремлением к познанию.
Это удивительный диалог прошлого и настоящего. Чувствуется, что для юных журналистов стало духовной потребностью прикосновение к истории своей страны, ее опыту, ее труду, ее героизму.