По рекомендации друзей в ОМОН устроиться невозможно по очень простой причине – никто не станет рекомендовать родственника или друга туда, где часто приходится рисковать жизнью. Как сообщалось на недавнем совещании в Министерстве внутренних дел, за последние пять лет в стране погибли 1400 милиционеров. 500 из них – омоновцы. В красном уголке ярославского ОМОНа мне показывают пробитый осколками и пулями, окровавленный жилет. Носивший его боец был ранен, но сейчас снова в строю.
До 1993 года отряды милиции особого назначения существовали лишь в нескольких больших городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону... Но с ростом организованной преступности, рэкета возникла необходимость увеличить число таких отрядов. Они были созданы во всех крупных областных центрах, в том числе и в Ярославле.
Кадры подбирают через военкоматы из числа тех, кто имеет воинскую специальность и реальный боевой опыт. Предпочитают бывших спецназовцев. Ищут специалистов и в вузах. Ведь в отряде нужны и медики, и юристы, и психологи, и дрессировщики собак. В прин-ципе двери открыты для всех, но отбор конкурсный и требования очень строгие.
Владимир Иванович Кравчук служит в отряде с самого первого дня его создания. Вообще в органах внутренних дел он с 1976 года, в начале 90-х был в роте спецназа УВД, затем перешел в ОМОН. За его плечами несколько командировок в Чечню.
– Стреляный воробей. А за одного битого двух небитых дают, – говорят про него коллеги. – Иваныч воспитал уже несколько поколений бойцов.
Примечательно, что в 1999м Кравчук шел в бой вместе с сыном, тоже Владимиром.
– Я его не агитировал, он сам эту службу выбрал. Сразу после армии, – рассказывает отец.
Надо заметить, что та коман-дировка, в 99-м, была самой трудной. Ярославский отряд подняли по тревоге и направили в Дагестан для отражения нападения боевиков. Им довелось штурмовать оплот Хаттаба – ваххабитское село Чабан-Мехе. Само село – на горном склоне, идти на него пришлось снизу. С обеих сторон с гор тоже стреляли бандиты.
– Террористов было больше, чем нас. Да и подступы к селу укреплены. Видим – стог сена. Решили его поджечь. Стреляем зажигательными, а пули от стога отскакивают. Оказывается, это был замаскированный бетонный бункер, – вспоминают тот бой омоновцы. Во время этого штурма погибли трое ярославцев – Александр Селезнев, Игорь Серов и Сергей Сниткин. Все они посмертно награждены звездами Героев России. Еще 15 бойцов тогда были ранены. Награды получили все участники операции.
Вообще из полутора сотен ярославских омоновцев орденом Мужества награждены 25 человек, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» – 30, медалями «За отвагу» и «За отличие в охране общественного порядка» – еще более ста.
Работы хватает и в Ярославле. Уголовный розыск, управление по борьбе с организованной преступностью, другие подразделения постоянно вызывают ОМОН для проведения опасных операций. Нередко омоновцы патрулируют наиболее криминальные районы города. Они же обеспечивают порядок во время футбольных матчей и других массовых мероприятий.
На счету отряда сотни задержанных преступников, десятки килограммов изъятой взрывчатки, килограммы перехваченных наркотиков.