Когда ваш автомобиль на мосту бросает из стороны в сторону, из ухаба в яму, а из нее торчит сетка арматуры, к тому же вы стоите по полчаса в пробках и опаздываете на работу, какие только определения не вспомнишь, чтобы заклеймить бездействие муниципальных служб.
Если мост представить в виде слоеного пирога, то нижним слоем его будет бетонная плита перекрытия. На ней лежит гидроизоляция (мостоотряд № 6 делал ее несколько лет назад), сверху тонкий слой бетона с арматурной сеткой для защиты гидроизоляции. И только потом на него кладется асфальтобетон. В последнее время машины ездили фактически по арматуре этой самой гидроизоляции, нарушая правила эксплуатации подобных сооружений. Впрочем, латание дыр с помощью асфальта вовсе не означает, что проблем у водителей станет меньше.
Эта операция как таблетка анальгина – головная боль уйдет, а болезнь останется. Брошенный в ямы асфальт, да еще и в сырую погоду, ненадолго закроет израненную поверхность. Но пока это все, что можно сделать до наступления лета. Так сказал первый заместитель мэра Владимир Голов и уточнил:
– Снег и сырость помешали ремонтировать мост раньше. Сейчас мы сделаем ямочный ремонт моста литым асфальтом, заделаем дыры. А летом надо, конечно, делать капитальное асфальтовое покрытие.
Как нам удалось выяснить в ходе небольшого экспресс-опроса специалистов-дорожников и мостостроителей, жизнь старого моста через Волгу омрачают несколько бед, которые приводят к ежегодным мучениям горожан и водителей.
Первая проблема – постоянно растущая транспортная нагрузка. По проекту мост через Волгу был рассчитан на пропуск 26 тысяч машин в сутки. Сегодня грузопоток без малого в два раза больше. Как образно выразился один из наших собеседников, когда в 1966 году строили мост, никто не знал, что в России будет капитализм и появится столько машин. Огромная нагрузка и приводит к быстрому разрушению дорожного полотна.
Вторая беда – конструкция моста, которая не позволяет сделать асфальтовое покрытие нормальной толщины – более 10 – 15 см. В деформационных швах между его плитами есть металлические пластины (на них машина обычно немного подскакивает). Они возвышаются только на 5 см, поэтому дорожное полотно из асфальтобетона немного толще спичечного коробка.
Третья проблема – погода. Первый заместитель мэра Ярославля так и сказал нам: «Такая зима и осень получились, что асфальт просто не выдержал».
Четвертая беда – качество ремонтных работ и стройматериалов. Городские власти уверяют, что все было сделано нормально. Но если к мостоотряду № 6 претензий нет, то к работникам МУП «Городское дорожное управление», укладывающим асфальт, они наверняка есть. Используемые ими материалы (битум) по своему качеству не очень подходят, чтобы делать прочные дороги. Когда мы спросили у Владимира Голова, есть ли надежда, что в этом году при ремонте моста будут использованы более качественные материалы, услышали ответ: «Откуда другой битум-то взять...»
Болячки старичка-моста практически неизлечимы. Остается надежда, что в 2006 году построят новый мост через Волгу. А пока мэрии придется регулярно ремонтировать старый и слушать упреки горожан в свой адрес. Короче, все в обычном режиме.