Гостям Варегова было в то утро не до беллетристики. Губернатору Анатолию Лисицыну, начавшему с Варегова свою рабочую поездку в Юхотские края, достаточно было одного взгляда, чтобы буквально на ходу обозначить тему предстоящей выездной летучки:
– Крышу, братцы, нужно немедленно ремонтировать. Из областного бюджета 2004 года даем на капитальный ремонт школы полтора миллиона рублей. Ищите бригаду.
– Бригада есть! – последовал быстрый ответ кого-то из руководителей округа.
Еще короче вышел разговор возле многолетнего долгостроя – 18-квартирного дома ветеранов. С крышей там та же история: не ровен час провалится. Начали стройку в девяносто третьем. Истратив на нее миллиона три, бросили до лучших времен. Вспомнили о ней уже в следующем столетии. Теперь жестко наметили новоселье справить к 60-летию Победы.
Судя по тому, что только с начала этого года ООО «Строитель» и его партнер ГУП «Ярославльстройматериалы» выполнили работ больше чем на миллион рублей, здесь опять аврал. Со всеми вытекающими отсюда последст-виями. На 1 июля долг подрядчикам – 740 тысяч рублей.
И с учителями Анатолий Иванович пообщаться успел, и от приглашения посмотреть школьный музей не отказался. Сегодняшние их трудности областной администрации из-вест-ны. Говорит об этом стоящий во дворе школы, полученный по губернаторской программе желтый автобус. Возят на нем ребятишек из близлежащего села Шельшедом.
Перед отъездом из Варегова Анатолий Иванович общался на улицах с народом, даже умудрился... назначить свидание даме. Пожилая женщина тихо-мирно шла по делам с хозяйственной сумкой в руке. Увидев прямо перед собой высоких гостей, ускорила шаг, как видно, желаючи уклониться от встречи. Но было уже поздно.
Губернатор успел ее остановить – дескать, постойте, не бегите, поговорим, собираемся вот приводить в порядок поселок. Сразу сказал про школу, дом ветеранов, планы дорожные и тротуарные и что Варегово включено в областную программу «Возрождение села».
Представившись, – «я из коренных, здоровье на торфе потеряла» – женщина тему со знанием дела поддержала. Мол, был у торфяной столицы золотой век, да весь вышел. О чем шла беседа дальше? О том, что в поселке процентов 85 пенсионеров, и никакое крупное производство ему не с руки. Но это вовсе не означает, что нормальную жизнь здесь надо откладывать на какое-то неопределенное «потом».
Только налаживать придется ее – таково убеждение губернатора – как в старину, всем миром. Если власти «шевелятся», то, видя это, и население непрочь засучить рукава, чтобы крыльцо подновить, палисадник подправить, близлежащую канаву почистить, чертополох на участке скосить.
Тут и другие прохожие подоспели, разговор поддержали: с такой постановкой вопроса все согласны и все же-де, товарищ губернатор, поживем-увидим, ибо планы у нас всегда лучше, чем дела. Как и следовало ожидать, руководитель области последнее слово за собой оставил. Предложил снова встретиться через год, на августовском празднике поселка:
– Я свои обещания привык выполнять.
В Большом Селе первая остановка была у детской библиотеки – возле по-строенной в 1912 году бывшей усадьбы купца Багрова. В прошлом году библиотеку отремонтировали изнутри, поменяли мебель и стеллажи. Ушло на это плюс к ста тысячам рублей из средств округа двести тысяч из областного бюджета. Теперь начатое предстоит достойно довести до конца – восстановить фасад дома как историко-архитектурного памятника.
– Фундамент, вроде, крепкий, подзоры, наличники все целые, – отметил для начала гость. – Заказывайте проект.
Высказал надежду через год увидеть дом Багрова с красивым парадным крыльцом, резной мансардой, таким, как выглядел он в девятьсот двенадцатом – «году хорошем, благоприятном для российской державы». Его пожелание, правда, скорее похоже было на конкретное договорное условие некоего заказчика, наученного горьким опытом. Когда в аналогичных случаях проект, вроде, в порядке, только настоящая резьба загадочным образом исчезла, а на ее место «приляпают что попало».
Заканчивалась та, по словам губернатора, «обычная рабочая поездка» в большесельской центральной районной больнице. Коек здесь на округ хватает, но администрации, хирургии, терапевтам, диспетчерам «скорой помощи» под одной крышей тесно, а заразным больным, понятно, требуется отдельное помещение. Старая боль, постройку корпуса инфекционного отделения запланировали еще при царе Горохе. Есть проект, отвели место. До сих пор та пустошь – своими глазами видели – поросла бурьяном.
Дело сдвинулось только сейчас, да и то пока что на бумаге. Областная адресная инвестиционная программа в 2004 году на начало стройки предусматривает полмиллиона рублей. Деньги, впрочем, будут не раньше, чем в третьем квартале. В июле злоба дня у врачей куда прозаичнее. Новый глава округа Михаил Слапик торопит строителей.
К 1 августа намечено закончить ремонт административного корпуса. Из ста тысяч рублей, выделенных на это из местного бюджета, восемьдесят уже пошли в дело.
Как никогда близка к осуществлению давняя голубая мечта медиков – прибавить к имеющимся койко-местам еще два – для инвалидов Великой Отечественной войны, в отдельной палате с удобствами и гостиничным сервисом, включая холодильник.
Детское отделение больницы, что расположено в старинных покоях, лет сто назад выстроенных под лечебницу, недавно сдано после капитального ремонта. Главу области местные педиатры знают не только в лицо, им не из газет известно, сколько сил положил он лично на тот капремонт.
– Как жизнь, граждане? – по-свойски с порога интересуется гость. – Зарплату вовремя получаете?
– Если и задерживают, Анатолий Иванович, то дня на два – на три, не больше.
– Ну, это еще неплохо, – философски оценивает такую «задержку» губернатор.
Поинтересовался, почему так пусто в палатах. Койки аккуратно заправлены, а пациентов нет.
– Все у нас здоровы, – отшутились врачи и нянечки.
Через пару дней, оказывается, открывается в этих стенах оздоровительный лагерь, две смены по десять человек – для хронических больных, тех, кто лечится под родительским приглядом, получая от медсестер уколы и процедуры на дому.
Вот кто станет зрителями в здешнем «домашнем кинотеатре» – у большого телевизора марки «Джи-Ви-Си» с большим экраном и десятью программами. На прощание получили мы от эскулапов такую секретную информацию. К новоселью после ремонта никто иной, как Анатолий Иванович Лисицын, дал на покупку телевизора 12 тысяч рублей из собственной зарплаты.