«Как вы думаете, смогу я высидеть очередь в райсобесе за билетом? – пишет нам, обращаясь к Т. С. Реутовой, ветеран труда, инвалид 2-й группы Анна Григорьевна Тюрина, проживающая на ул. Добрынина. – Получается, что мы с мужем-инвалидом за 45 лет стажа не заработали даже права на бесплатный проезд? А ведь мы уже вырастили четырех внуков. Сейчас ничего лишнего себе не позволяем, вся пенсия уходит на питание и лекарства. Кто болеет, тот знает, сколько дорогостоящих лекарств необходимо для двух инвалидов. А работающие пенсионеры получают по 800 – 1000 рублей в месяц, и трудятся они не от хорошей жизни. Мой совет – тут нужно принимать другие меры, а пенсионеров оставить в покое».
Вот еще один крик души.
«Даже если отменить льготы работающим пенсионерам, то детям они все равно не достанутся, – считает Александр Ермолаевич Нечаев с ул. Карла Либкнехта. – Чиновники найдут «лучшее» применение отобранным у пенсионеров деньгам. Тот, кто предлагает подобное варварство, совершенно не знает, как сейчас живется престарелым людям. Видимо, у госпожи Реутовой в семье нет ни дедушек, ни бабушек, раз она смогла предложить такое. Вы и ваш муж, – пишет А. Е. Нечаев, обращаясь к Т. С. Реутовой, – должны работать и обеспечивать семью сами, а не вымаливать помощь у государства. Мы – пенсионеры, свое отработали сполна и детей вырастили, когда никаких льгот и в помине не было».
Рассудить возникший спор мы попросили начальника отдела по делам ветеранов и инвалидов мэрии Ярославля Зою Калистратовну Кочубей:
– Сейчас Министерство труда Правительства РФ готовит новую нормативную базу по льготам для различных категорий граждан. Все предложения надо направлять в Минтруда. Федеральное законодательство играет ключевую роль в этом вопросе. Давать или не давать льготы – это прерогатива центральных властей.
А как на данную проблему смотрят те, кого она волнует не в последнюю очередь, – ярославские транспортники? Вот что нам сказал один из специалистов государственного учреждения «Яроблтранском», который просил не называть его имени:
– Отобрать у одних и дать транспортные льготы другим – этим проблему не решить. Государству нужно поменять всю концепцию предоставления льгот нуждающимся в них гражданам. Надо давать не льготы, а целевые дотации, чтобы пенсионеры и другие нуждающиеся сами расплачивались за проездной билет. А сейчас все с ног на голову перевернуто. Москва льготы устанавливает, а денег на их финансирование не выделяет. Сегодня из федерального бюджета мы получаем только 30 процентов от необходимой суммы. Но стариков все равно уважаем и как возили их бесплатно, так и будем, что бы ни случилось. Кстати, реальная цена проездного билета – 280 рублей, а не 180, как у нас.
А напоследок хочется заметить, что, согласно проведенному аудиторско-консалтинговой компанией «ФБК» исследованию, общий объем определенных законодательством льгот составляет в России фантастическую сумму – 2,8 триллиона рублей, или четверть ВВП страны. Экономика РФ тащить такой воз не в состоянии. Положение спасает лишь наше привычно-наплевательское отношение к принимаемым законам. По подсчетам исследователей, размер реальных льгот не превышает 500 миллиардов рублей, или примерно 15 процентов от необходимого. Остальные остаются на бумаге.
Мнения собрал Денис БРУНКЕВИЧ.