Надежда Николаевна – художница. Она дружит с Петром Сергеевичем Чахотиным. Он тоже картины пишет, кто-то находит их любительскими, другим нравится, но дело не в том. Петр Сергеевич – необычайно активная личность. Когда затевает что-либо, непременно добивается своего. Его биография загадочна. Если пользоваться печатными источниками (в которых наверняка писано со слов самого Петра Сергеевича), выходит следующее. Его прадед, Иван Чахотин, был крепостным крестьянином в селе Домнине Костромской губернии, освободился, стал подрядчиком в строительстве нового Эрмитажа в Петербурге. Родители Петра бежали из России во время революции, встретились в Париже, там он и родился. В 15 лет с отцом вернулся на родину, учился в МГУ по специальности «физика моря», работал на русском Севере, потом уехал в Италию и стал художником.
В начале девяностых годов Петр Сергеевич был увлечен культом святой Анастасии Узорешительницы. Анастасия по-гречески означает Воскресение духовное («анастасис»). Чудес она не совершала, а прославилась милосердными подвигами в темницах, помогая делом и словом узникам-христианам, которые подвергались гонениям при императоре Диоклетиане. За это была сожжена в 304 году возле города Сирмиума (теперь Сремска Митровица на Балканах). Она почиталась в Европе, слава ее дошла до России, но после татаро-монгольского нашествия память о святой сохранилась главным образом в Новгороде и Пскове, где на иконах она часто изображалась вместе с Параскевой Пятницей. Какое значение святая имела в судьбе Петра Сергеевича Чахотина, он для публики не уточнял. Говорил, что к созданию «Комитета святой Анастасии» его побудило празднование тысячелетия крещения Руси: сначала он издал в Италии на четырех языках альбом со своими рисунками русских церквей, а потом включился в восстановление фресок в часовне святой Анастасии. Эти работы повлекли за собой связи с русскими художниками. В провинцию Кунео стали приезжать люди из Углича. Президент Ельцин в письме комитету отметил эту деятельность на благо культурных контактов двух стран.
Петр Сергеевич развернулся и на территории России – организовал «Верхне-Волжский комитет святой Анастасии». Заручившись благословением владыки Михея, он принялся за создание храма, престол которого было решено посвятить сразу двум святым – Анастасии Узорешительнице и Кассиану Греку. Поскольку церковь строили в селе Учма неподалеку от Мышкина, где стоял монастырь, основанный святым Кассианом, выходцем из Византии. В миру он звался князем Константином, принад-лежал к царствующей династии Палеологов. После падения империи, завоеванной турками, находился в Риме, при дворе папы Сикста, а в Россию приехал, сопровождая царевну Софью Палеолог, невесту русского царя Ивана III. При дворе князь не ужился, уехал в Ферапонтов монастырь, а потом основал обитель в Учме. Там его могила, после смерти он был канонизирован. История монастыря сложилась трагично: его разоряли польские интервенты в 1610 году, а в советское время там был пункт ГУЛАГа – лошади в храмах, узники в кельях. В 1947 году, когда концлагерь перебрался в другое место, оскверненный монастырь взорвали. Словом, это было подходящее место для Узорешительницы.
В 1994 году храм святых Анастасии и Кассиана был возведен в Учме на средства из мышкинского районного бюджета, строили плотники колхоза «Дружба». На открытие съехалась тьма народу: архиепископ, губернатор, казачий ансамбль, Никита Михалков. Было массовое гулянье с танцами на лугу. Но священника своего в храме (его официально записали часовней) нет, службы проводит о. Иоанн из церкви в Охотине. Петр Сергеевич приезжает туда на этюды, местные говорят: хочет построить себе дом.
Завершив сюжет в Учме, Чахотин загорелся идеей запустить в космос икону святой Анастасии Узорешительницы. В то время на Балканах шла междоусобная война, и лик святой, вознесенный в небеса, мог способствовать прекращению конфликтов. Дело было за малым: убедить Центр управления полетами, а также Патриарха Всея Руси и Папу Рим-ского, чтобы благословили мероприятие. Угличский живописец Николай Гавердовский (ныне покойный) написал икону св. Анастасии, а Надежда Лаврова сделала вышитый образ. Петр Сергеевич добился аудиенции у Папы. Они встретились на площади у собора Cвятого Петра после литургии. Эту минуту запечатлели многочисленные теле и фотокорреспонденты из разных стран мира. Художники говорили с понтификом по-русски, он благожелательно слушал и произнес благословение.
Потом иконы отправили на орбитальную станцию «Мир». За семь месяцев они совершили три с лишним тысячи оборотов вокруг Земли. Помогло ли это народам Балкан? Есть такое мнение: кабы не святая Анастасия, могло быть и хуже... А вот Надежде Николаевне Лавровой эта история очень была полезна. После возвращения икон на Землю Петр Сергеевич организовал паломничество с образами по России, Турции, Греции, Франции, Германии, Италии – там их оставили в храме св. Анастасии. Теперь имя Надежды Лавровой широко известно за рубежом. В Италии бывают ее персональные выставки. Спасибо Папе...