О карьере бизнес-леди Надежда Николаевна не помышляла. Родом из села Нагорья Переславского района, она мечтала стать учителем начальных классов. Однако учеба в педагогическом вузе затянулась бы на пять лет, а девушке нужно было поскорее начать зарабатывать деньги и помогать матери. И она решила поступить в Московский технологический техникум на специальность «техник-технолог химической чистки и крашения одежды». Что такое химчистка, Надежда совершенно не представляла, но тогда, в конце 60-х, популярность этой сферы услуг набирала обороты. На практике переславна впервые увидела, что собой представляют цехи, и главное, что ее поразило, были гигантские машины-автоматы. И хотя поначалу оставались сожаления по поводу несбывшейся мечты о педагогическом поприще, вскоре студентка почувствовала интерес к будущей работе. В конце концов, сделать грязную вещь чистой или поменять ее цвет – разве это не творчество? Во время учебы в Москве Надежда получила свою первую зарплату – 120 рублей, тогда это были немалые деньги. За 80 рублей купила себе демисезонное пальто горчичного цвета, а остальное отвезла маме.
По окончании учебы девушке предлагали остаться в столице, но Москва никогда не привлекала Надежду, слишком уж там суетно и шумно. И она по распределению поехала в Ярославль. Увидев его красоту, почувствовав его спокойствие, просто влюбилась в город. Надежда Николаевна начала работать в «Яроблхимчистке» мастером в цехе химии, потом получила должность главного инженера. Коллектив, в основном женский, стал ей родным.
В 1993 году для «Яроблхимчистки» наступили тяжелые времена. Тогда был взят курс на разделение предприятия. А ведь оно объединяло 23 подразделения. В итоге всех реформ на плаву остались четыре: «Снежинка», «Новинка», рыбинская химчистка и «Лотос». Надежда Николаевна предпочла «Лотос», где и работала все это время. Она агитировала своих коллег выкупить здание, убеждала в том, что они смогут развить бизнес. И люди ей поверили. Помещение выкупили, а Надежду Николаевну избрали директором ООО «Лотос». Однако акционеров ждал удар: спрос на услуги химчистки резко упал. Страна после 1993-го не жила, а выживала, народ экономил на всем. Предугадать, что подобное произойдет и в Ярославской области, которая по популярности этих услуг у населения в восьмидесятых занимала третье место после Москвы и Ленинграда, никто не мог. Когда же это случилось, встал вопрос: что делать?
Благодаря силе характера Надежды Николаевны, ее упорству и бесконечной преданности своему делу и коллективу «Лотос» выжил.
– Мы открыли цех по пошиву спецодежды для НПЗ, – рассказывает Надежда Николаевна. – Переучивали коллектив. На новое оборудование у нас тогда не было денег, покупали старое. В 1995-м начали стирать белье для организаций, чтобы хоть как-то занять людей. Это очень непростое дело, учитывая, что в нашем здании не было горячей воды. Построили собственную котельную. Так вот и выживали: одна нога тонет, другую вытаскиваем. Да плюс ко всему в области появились московские конкуренты: организовывали пункты приема, увозили чистить одежду в столицу. Предлагали мне «сотрудничество», но я отказалась.
Популярность химчистки вновь стала расти с 2000 года. Надежда Николаевна говорит, что, не выходя из цеха, можно быть в курсе веяний моды. Например, два года назад клиенты несли кожу, зимой – дубленки, а теперь все больше пуховики. Самая большая головная боль для отрасли сегодня – некачественные вещи: ни турецкий, ни китайский ширпотреб не выдерживает химической чистки. А между тем добрая часть нашего не очень богатого населения носит именно его. Надежда Николаевна старается идти в ногу с современными тенденциями, закупает новое оборудование, предлагает потребителю уникальные услуги, она обладает потрясающей способностью лавировать в мире конкуренции.
В здании химчистки идет ремонт. В скором времени здесь откроют комнату психологической разгрузки для персонала. Сейчас уже работает массажный кабинет, ведет прием врач. Директор делает для своих женщин все, потому что они стали ее семьей, а здание на берегу Которосли – ее домом. А человек о собственном доме всегда заботится.