Результаты – средние
Основное внимание в этом году уделялось единому экзамену (ЕГЭ). На этот раз в Ярославской области, продолжающей участвовать в эксперименте, к обязательному ЕГЭ по математике добавилось три единых экзамена, которые можно было сдавать по выбору, – русский язык, история России и физика.
Более 70 процентов выпуск-ников области пожелали сдать русский язык, около 16 процентов выбрали физику, а историю России – менее 10 процентов. Главная причина выбора того или иного экзамена заключалась в требовании предоставлять результаты ЕГЭ в качестве вступительного испытания в вузы.
Второй критерий выбора еще банальнее: по признанию многих школьников, опрос в форме теста пугает их меньше, чем экзамен по билетам. По крайней мере тройку легче получить, расставляя крестики в бланке, нежели отвечая преподавателю. Есть уже и такие ученики, которые заполняют бланк в части «А» и «В» наобум, ведь даже если не угадаешь и получишь двойку, в аттестат-то все равно поставят «три». Таковы правила эксперимента: при расхождении балла ЕГЭ и годовой оценки на один балл в аттестат идет более высокий.
По словам главного специалиста областного департамента образования Ирины Бучиной, все экзамены прошли в полном соответствии с требованиями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рос-обрнадзором). Ни одной апелляции по процедуре проведения ЕГЭ подано не было. Видимо, в школьных стенах ученики чувствуют себя достаточно комфортно, пусть даже, образно выражаясь, и «сыплется кое-где штукатурка на голову» (как признаются дети в приватной беседе) – не беда, «лишь бы здание прочно стояло».
А вот своими оценками несколько выпускников были недовольны. По результатам всех четырех экзаменов, проводившихся в форме ЕГЭ, было подано 67 апелляций. Возможно, жалоб было бы и больше, но в этом году появилось новшество (очевидно, чтобы облегчить жизнь чиновникам): при рассмотрении апелляции баллы могли не только не прибавить, но еще и отнять! В нашей области обошлось без вычитаний. А 23 выпускникам удалось результат улучшить. Правда, на оценке в аттестате приплюсованная цифирь не отразилась, но зато ее учитывают при поступлении в вуз, где, как известно, требуют гораздо больше баллов на пятерку.
Как выглядели наши выпуск-ники на фоне остальных участников эксперимента, видно из первой таблицы. В целом Ярославская область смотрится очень неплохо. «Средняя температура по больнице» у нас стабильная: большинство выпускников освоили школьную программу, как сказали бы учителя, на твердую тройку. Можно даже считать нашу тройку «тверже» среднероссийской: почти по всем предметам оценка на одну-две десятые доли выше. А вот двоек у нас меньше, чем в среднем по стране. Получилось, что математику и русский мы знаем лучше других выпускников, историю своей Родины – почти так же, как все, а вот физику – похуже, чем среднестатистический российский школьник.
А хотят ли сегодня дети вообще учиться? По словам ведущего специалиста управления образования мэрии Татьяны Креславской, в последнее время престиж высшего и среднего специального образования по сравнению с предыдущими годами вырос. Даже ребята со средними способностями стремятся поступить в 10-й класс и продолжить обучение после окончания школы.
Точно так же ситуацию характеризует и заместитель директора ярославского лицея № 86 Людмила Корбут. Для учащихся, по крайней мере их учебного заведения, характерно стремление к получению образования.
За последние несколько лет от 96 до 98 процентов выпускников 9-х классов Ярославля шли учиться дальше, более 60 процентов из них поступали в 10-й класс. Ежегодно примерно 90 процентов выпуск-ников 11-х классов поступают в вузы. Тех, кто не желает после школы ни учиться, ни работать, каждый год набирается около одного процента среди девятиклассников и порядка двух процентов – среди оттрубивших в школе одиннадцать лет.
Кандидат наук – и тот над задачей плачет
Если в целом результатам ЕГЭ мы можем радоваться (как-никак впереди России всей), то итогам единого экзамена по математике, сравнив их с итогами предыдущих лет, – отнюдь. По данным, приведенным во второй таблице, видно, что двоек становится все больше, а пятерок все меньше. Чем же вызвано такое последовательное движение вниз?
Членам предметной комиссии, проверявшим часть «С», по никому не известным причинам запрещено давать какие-либо комментарии на эту тему, словно информация о ЕГЭ является государственной тайной. По словам не входившей в предметную комиссию Елены Карповой, преподавателя математики 42-й школы, в этом году задачи из части «С» оказались не по зубам очень и очень многим. Выпускники 42й школы, с которыми нам удалось поговорить, отмечали: предложенный на репетиции демонстрационный вариант был намного проще. Большин-ству ребят не хватило отведенного на экзамен времени, чтобы выполнить все задания.
С подобным мнением согласны и в областном департаменте образования. Ирина Бучина отметила, что после подведения итогов ЕГЭ по математике специалисты департамента обратились в Рособрнадзор с претензией на слишком завышенный уровень сложности предложенных тестов. К заданиям по другим предметам таких замечаний нет.
В следующем году наша область продолжит участвовать в ЕГЭ. Какие экзамены на сей раз выпускникам предложат сдавать в форме теста, пока не решено, этот вопрос департамент образования рассмотрит в сентябре.
Как известно, повсеместное введение ЕГЭ отложили. Эксперимент по инициативе министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко продлен до 2008 года, хотя единый экзамен планировали сделать обязательным уже в 2006 году.
Преподаватели ярослав-ских вузов в массе своей категорически не поддерживают идею «объЕГЭривания» всего образовательного простран-ства. По словам ответственного секретаря приемной комиссии Демидовского университета Евгения Бережного, с введением ЕГЭ по математике уровень математической культуры в Ярославской области значительно снизился. В большинстве неспециализированных школ перестали уделять должное внимание геометрии, поскольку задачки из этого раздела математики в тесты не включаются. Таким образом, отмечает Евгений Иванович, инициируется совершенно другое отношение учащихся к математике. В связи с чем в последние годы от преподавателей вузов нередко можно услышать: «Неужели я должен первокурсникам синусы объяснять?!» Ну а, скажем, проверять знание иностранного языка с помощью тестов и вовсе абсурдно, утверждает Евгений Бережной.
Не в медалях счастье
В этом году 144 выпускника нашей области получили по окончании школы золотую медаль. Количество серебряных медалистов больше, чем золотых. Например, в лицее № 86 тринадцать выпускников добились заветной награды, шестеро из них стали обладателями золотой медали. По словам зам-директора лицея Людмилы Корбут, для любого учебного заведения количество медалистов – прежде всего вопрос престижа и гордости за своих учеников.
При этом Людмила Александровна согласна, что оценки, а следовательно, и медаль – вещь субъективная, да и медаль медали рознь. Так что, возможно, будет даже лучше, если привилегии для обладателей «золота» и «серебра» отменят, о чем неоднократно говорил и министр образования и науки Фурсенко.
В этом году получение медалей было связано с серьезным скандалом в 70-й школе, где дети, переписывавшие с разрешения учителей экзаменационную работу по русскому языку и литературе, не удостоились награды (о чем «СК» подробно рассказывал в номерах от 10, 11 и 22 июня). Давно не тайна, что не все медалисты подтверждают свою медаль при поступлении в вуз. Нередки и разговоры о натянутых за уши отличниках, о том, что учителя «помогают» получить заветную награду, вытаскивая на «золото» и «серебро» даже посредственных учеников.
По мнению ведущего специалиста управления образования мэрии Татьяны Креслав-ской, преобладающее большинство выпускников получают медали заслуженно, заработав их собственным трудом, а утверждения о несправедливом награждении преувеличены. Но вот ответственный секретарь приемной комиссии ЯрГУ Евгений Бережной считает, что медали уже давно девальвировались. Так, в прошлом году почти на 800 бюджетных мест Демидовского университета было подано более 600 заявлений «золотых» и «серебряных» выпускников. На первом экзамене подтвердили свою медаль, то есть сдали экзамен на «отлично», и были зачислены только 20 процентов из них (в МГУ подобный показатель вообще равен 5 процентам. – Авт.). Более того, среди медалистов есть и те, кто получает на вступительных экзаменах двойки.
Оправданы ли в таком случае те усилия, которые затрачивает выпускник ради получения драгоценной привилегии?
Вот что думает по этому поводу доцент университета имени П. Г. Демидова, кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной академии психологических наук Елена Конева:
– Многое зависит от мотивации будущего медалиста. Если он хочет самоутвердиться за счет награды, доказать другим, что он один из лучших, такая зрелая внутренняя мотивация вполне оправдывает усилия, направленные на достижение своей цели. Если ребенок просто не хочет огорчать родителей, мотивация также понятна: сохранение психологического благополучия в семье. Хотя это не лучшая система взаимоотношений между близкими людьми, но ломать ее на таком сложном этапе, как окончание школы, не стоит.
К сожалению, слишком распространенной стала внешняя мотивация: подросток вообще ни к чему не стремится – ни к получению медали, ни к поступлению в вуз, а ведет себя по принципу «так надо», «так все живут». И процесс инфантилизации в последнее время охватывает все большее количество молодых людей. Здесь уже речь не об оправдании затрачиваемых усилий, а лишь о психологической незрелости, низком уровне развития личности. Внеш-няя мотивация приведет к углублению внутреннего конфликта, разрушающего в конечном итоге человека.
– Второе обстоятельство, которое необходимо учитывать: адекватно ли оцениваются собственные способности и состояние здоровья, – добавляет Елена Витальевна. – Если уровень подготовки недостаточно высок, все равно придется идти на какие-то моральные потери: обмануть, списать, попросить не ставить «плохую» отметку и т. п. Ради чего? То же – со здоровьем. Если награда достигается ценой бессонных ночей, бесконечных занятий с репетиторами, стоит ли так стараться? Ведь медалист не зачисляется сразу же в вуз, а всего лишь получает право подтвердить свою медаль.
– А если «шедший на медаль» так до нее и не дошел, насколько тяжелыми могут быть последствия пережитого стресса?
– Главное, чтобы выпускник знал, что неудача – потеря медали – не характеризует его как личность в целом. Русской культуре вообще свойственно стремление к обобщению любой ситуации и распространению локальной характеристики на всего человека, что абсолютно неправильно. Второе, о чем нужно помнить: окончание школы – это первый шаг в будущей карьере. И поражение, а может быть, и микротравма – совершенно нормальное событие на этом пути, чреватом и другими потерями, поскольку на протяжении всей жизни придется не раз рисковать и не всегда выигрывать. А ведь рискуем мы не только вкладывая во что-то деньги, но и затрачивая интеллектуальные способности.
* * *
Таблица 1
Результаты ЕГЭ в 2005 году (в процентах)
Оценка Российская Федерация Ярославская область г. Ярославль
Математика
«2» 21,56 18,78 19,4
«3» 40,19 34,4 30,9
«4» 31,34 32,57 32,3
«5» 6,92 14,25 17,4
Русский язык
«2» 7,07 2,67 2,79
«3» 45,2 37,34 34,7
«4» 37,15 44,85 44,5
«5» 10,76 15,15 18
История
«2» 13,19 10,93 11
«3» 41,1 36,65 36
«4» 31,35 37,34 36,2
«5» 14,36 15,08 16,8
Физика
«2» 10,49 9,96 8,63
«3» 40,75 47,76 44,1
«4» 38,15 34,17 35,9
«5» 10,61 8,11 11,4
Таблица 2
Результаты ЕГЭ по математике в Ярославской области
2003 год 2004 год 2005 год
Количество сдававших 10907 10679 10075
Набрали 100 баллов 5 9 3
Получили отметки (в процентах)
«2» 9,3 12,5 18,78
«3» 37,1 32 34,4
«4» 35,7 38,7 32,57
«5» 17,8 16,4 14,25