Самый верный способ воспитать профессионала и в наши дни – строгая академическая выучка, когда рука на холсте остается рукой, изображенный на портрете человек как минимум похож на самого себя, а жанровая картина и пейзаж пишутся по непреложным законам воздушной перспективы и согласования цветов.
На этих испытанных временем истинах сошлись все основные докладчики. Обсуждались и проблемы жизни училищ. Средний возраст их педагогов приближается к предпенсионному, при зарплатах ниже, чем у трамвайного кондуктора, в училища не идут талантливые художники новых поколений. Денег нет на летние практики на пленэре и выездные музейные экскурсии. Во многих училищах, в том числе и ярославском, острая нехватка учебных площадей.
Выставка работ выпускников сорока училищ со всей страны показала, что непреклонной вере педагогов в русский реализм не страшны никакие испытания и соблазны. Здесь можно было увидеть то, чего почти не встретишь на вернисажах в арт-галереях, – картины исторические и жанровые. «Интерес молодых художников к прошлому Отечества, – сказал в интервью «Северному краю» член жюри профессор Крылов, – считаю одним из прямых свидетельств многонационального российского возрождения».
Картины на сюжеты из русской истории и по евангельским мотивам, представленные нижегородским, якутским, йошкар-олинским, вятским училищами, набрали в жюри наибольшее число баллов. Вручено пятьдесят дипломов трех степеней. Достойно выглядело ярославское училище – его директор Сергей Коровин показал две хорошо принятые коллегами персональные выставки пейзажной живописи.
Юлия Фомина за иллюстрации к пьесе М. Булгакова «Бег» и Елизавета Пришлецова – за реставрацию иконы XVIII века «Христос и самарянка» из фондов ЯХМ награждены дипломами первой степени. В числе лучших названы Иван Карепов и Анна Чередник. Больше дипломов, пять, увезли домой только саратовцы.