Говорят, идеальных людей нет. А идеальные учителя есть! Спросите, например, учеников 10-го «Б» класса ярославской школы № 36, и они с ходу опишут его во всех красках: учитель должен общаться с учеником на равных, быть понимающим, с чув-ством юмора, умным, интересным, справедливым, сдержанным (в оригинале – не унижать ученика) и не слишком придирчивым. А еще он должен быть... в меру стройным.
Именно такой педагог у ребят есть – даже последней причуде десятиклассницы Наташи вполне соответствует Елена Владимировна Синотина, учитель русского языка, литературы и МХК. Она же – завуч школы № 36. Стройность ее, которой завидуют и ученицы, – от балета. Им она занималась много лет. А что касается профессиональных достоинств – сама она считает, что ей в свое время повезло с преподавателями. Как в школе, так и в институте.
Еще будучи школьницей, Елена сделала свой выбор – стать педагогом-гуманитарием. Колебалась в одном – что предпочесть: историю или филологию. Победила страсть к искусству.
– Я человек эмоциональный, – говорит она. – А история – наука жесткая, требует четкой схемы, знания дат. Пожалуй, это не для меня. Вот я и поступила на филологию в педагогический институт. Очень обрадовалась, когда там появилось направление «Мировая художественная культура». Это-то как раз мое.
В начале взрослой жизни судьба ударила с размаху: после поступления в институт, в 1989 году, Елена потеряла обоих родителей. Но не осталась одна. На филфаке она познакомилась с Татьяной Семеновной Злотниковой и Любовью Геннадьевной Антоновой. Эти педагоги не только стали для нее образцом для подражания, но и помогли по-человечески. Именно им она обязана своим становлением как учителя, исследователя и методиста. А потому с первого курса для Елены в отличие от многих ее сокурсников не стоял вопрос, идти в школу или не идти.
– Я очень люблю общаться с людьми, – говорит Елена Владимировна. – Мне нравится отдавать кому-то свои знания. Постоянно, когда я узнаю что-то новое, у меня сразу же возникает мысль: как я расскажу об этом детям? Они интересны мне, а я стараюсь быть интересной им.
Вскоре после начала работы в школе Елена Владимировна вышла замуж и родила дочь, а в 2001 году защитила диссертацию. Зачем кандидатская школьному учителю? Этот вопрос задавали все, даже близкие, которые относились к ее научному рвению скептически. Кому и что она пыталась доказать, просиживая ночи за письменным столом, пока крошечная дочка спала? А днем стирала пеленки, кормила, играла, гуляла, как и положено маме. Но Елена Владимировна уверена, что для ее профессионального роста и научного потенциала этот шаг просто необходим – не могла она бросить наработанное за годы учебы, не довести дело до конца. С научным руководителем Татьяной Семеновной Злотниковой встречалась во время прогулок с ребенком. Напишет что-то за ночь, днем бежит с коляской до университета – отдать написанное преподавателю, тут же домой – покормить дочь и уложить ее спать. Когда та проснется – вновь в университет, забрать рецензию.
Когда Елене Владимировне предложили место завуча, ей пришлось отказаться от классного руководства. Ее ученики, нынешние десятиклассники, все равно приходят к любимому учителю после уроков – пообщаться. Говорят, что им не хватает ее простоты в общении, широты кругозора, умения творчески организовывать внеклассную работу.
За два выпуска Елена Владимировна многое успела – на ее счету 17 медалистов. Да, идеальных людей не бывает. Но найти подход к душе ребенка, стать для него образцом во всем – дорогого стоит. Ведь только в прошлом году семеро ее учеников поступили на филологический факультет педуниверситета. Они выбрали для себя ту же дорогу, что и их любимый учитель.