Накануне вступительных экзаменов российские студенты, абитуриенты и преподаватели были взбудоражены слухами о закрытии нескольких вузов и филиалов высших учебных заведений. В прессе был обнародован список, в который вошли даже университеты и академии самых разных направлений. Больше всего не повезло филиалам, полтора десятка из них получили отказ в аттестации.
Инициировала наступление на учебные заведения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (ФСНСОН), которая принимает решения об аккредитации и аттестации вузов. По словам ее чиновников, сейчас в различных регионах организуются плановые и внеплановые проверки, цель которых – выяснение качества преподавания.
Специальная комиссия проводит обследование вуза или филиала. И если обнаруживается, что штатных преподавателей менее 65 процентов, педагогов с учеными степенями мало, не соблюдаются нормы по площади на одного студента, а также санитарные и противопожарные нормы, такому заведению грозит участь попасть в список «неблагона-дежных».
По словам представителей ФСНСОН, особенно пристальное внимание будет уделяться филиалам. Их в целом по России зарегистрировано около двух тысяч, а вузов – одна тысяча. Если у вуза открыто несколько десятков филиалов, считают в федеральной службе, то они просто физически не могут быть обеспечены высококвалифицированными преподавателями. Кроме того, уже в следующем году планируется давать студентам, закончившим филиал, диплом филиала.
Прокомментировать ситуацию с проверкой вузов, а также рассказать о своем отношении к реформе образования в целом мы попросили председателя совета ректоров вузов Ярославской области, члена правления Российского союза ректоров, ректора Ярославской государственной медицинской академии, академика РАМН Юрия Новикова.
– Юрий Васильевич, грозят ли проверки вузам и филиалам, работающим в Ярославской области?
– Почти все они за последний год прошли комплексную оценку деятельности (лицензирование, аттестацию и аккредитацию). Одна из целей этой процедуры – снизить при несоответствии определенным показателям, а их около сорока, статус вуза: от университета – до академии, от академии – до института. Все ярославские вузы и некоторые филиалы подтвердили свой статус. Поэтому в будущее надо смотреть оптимистично.
– Насколько обоснованно «особое» отношение чиновников к негосударственным вузам и филиалам?
– У негосударственных вузов есть преимущество – они более гибки в удовлетворении потребностей промышленности, сферы услуг, туризма. Однако именно в таких учебных заведениях существует перепроизводство, например, юристов, экономистов. Сейчас в России учится 6 миллионов студентов – в 2,5 раза больше, чем в СССР. На каждые 10 тысяч жителей приходится 400 студентов, в советское время их было 170.
Как правило, материальная база негосударственных вузов, как и филиалов, слаба, отсут-ствуют постоянные кадры. Уровень подготовки специалистов не всегда отвечает современным требованиям. Из-за этого размывается понятие высшего образования. Хотя, надо признать, в каждой области есть исключения – у нас, например, к таким относится МУБиНТ.
– Является ли для ярославских вузов актуальной проблема переманивания преподавательских кадров?
– Тема неактуальна: есть переходы, но они незначительны. Оплата труда в вузах приблизительно равная, но если человек уходит на повышение, то нет препятствий. К сожалению, многие преподаватели вынуждены работать в нескольких местах, поскольку существующие зарплаты недостаточны. В последнее время наблюдается обратная тенденция: уже началось возвращение педагогов, и мы охотно их берем.
– Как относятся россий-ские ректоры к планам правительства реформировать систему образования?
– Если в существующие законы внесут поправки, которые не обсуждались педагогической и научной общественностью, то ректоры будут однозначно против.
В ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин говорил о возрождении системы распределения, поскольку студенту обучение оплачивается государством. Ставился вопрос о возрождении подготовительных отделений в вузах («рабфаков»). Это реальная схема. К системе платного обучения в чистом виде население не готово, так как нет развитой системы образовательных кредитов.
Высшая школа уже десять лет переживает реформы – вузы то пытаются объединить, то передать на местные бюджеты. Сегодня предлагается отдать часть из них на уровень регионов. В стране почти 700 тысяч школ и вузов, смогут ли областные бюджеты покрыть такие расходы? Более того, будет ужесточен контроль за расходованием тех денег, которые вузы зарабатывают самостоятельно. Хотя проверки и так строги, а все внебюджетные средства направляются на обеспечение учебного процесса.
– Как сегодня вузы зарабатывают?
– За счет оказания образовательных услуг на внебюджетной основе (обучение студентов, последипломная подготовка специалистов и т. д.), сдачи в аренду временно не используемых помещений, не в ущерб для основной деятельности. В структуре доходов эти источники составляют в вузах от 20 до 60 процентов, в медицинской академии – до 40 процентов. За последние 10 лет именно за счет внебюджетных средств вузы сохранились, смогли поддержать преподавателей, студентов, материально-техническую базу и научные школы.
– Какие шаги в связи с этим собирается предпринять союз ректоров России?
– Мы обратились в Федеральное собрание Российской Федерации, чтобы из новых законопроектов были исключены нормы, дестабилизирующие положение в сфере образования, снижающие его доступность для населения (расширяющие платное образование) и входящие в противоречие с нормами Конституции РФ.
Сегодня среди молодых людей сохраняется тенденция получать образование, серьезные знания, высокую квалификацию. Будущее страны молодежь связывает с развитием науки, культуры – с тем, чем и занимается высшая школа.
Беседовал Аветик БАДАЛЯН.