Первые композиторские шаги Сева Шмулевич делал в музыкальной школе - Галина Яковлевна Лапчевская, его педагог, давала ребятам возможность пробовать себя в сочинительстве. Тогда же он заинтересовался и дирижированием. После музыкального училища Всеволод поступил на композиторское отделение Санкт-Петербургской консерватории, которую окончил с отличием. Так получилось, что ректор Лионской консерватории композитор Ами пригласил подающего надежды выпускника к себе на стажировку. Два года месье Ами добивался для россиянина гранта на учебу во Франции. И добился. После стажировки Всеволод решил поучиться дирижированию в Парижской консерватории. Закончив ее два года назад, он остался работать в столице Франции. - Всеволод Эмильевич, вы привозите интересные, разнообразные программы, но в них нет вашей музыки. Почему? - Был такой композитор Цемлинский. Долгое время он дирижировал симфоническим оркестром. Его спрашивали, почему же он не играет свою музыку. Ответ был таков: дирижер Цемлинский работает не для того, чтобы пропагандировать музыку композитора Цемлинского. Я бы ответил примерно так же. - Но ваши сочинения играют во Франции? - Да, играют. Но надо заметить, что сегодня современная музыка обычно играется под заказ и, как правило, один раз. - Вам заказывали? - Да, в основном ансамбли для участия на международных конкурсах, где в качестве обязательной программы принято играть современные пьесы. Я даже получал заказ от французского правительства. - Для каких целей? - Для разных. Во Франции правительство поддерживает композиторов через министерство культуры. Ансамбли, которые хотят исполнить то или иное сочинение, просят помощи у министерства культуры, им не отказывают. - Во Франции вы бесплатно обучались? - Да, и это очень хорошо, но надо было содержать себя. Я был тем счастливым композитором, который жил за счет собственного творчества: выигрывал конкурсы, получал премии. - Вы легко адаптировались к западной жизни? - Как-то получилось. Меня теперь все здесь, в России, французом считают. - После окончания Парижской консерватории вам сразу удалось найти работу? - Еще будучи студентом, я преподавал фортепиано в музыкальной школе, замещая одного педагога. У меня дети сразу заиграли. Директору это понравилось. Когда тот педагог ушел из школы, мне предложил его место. Директор, зная, какие сложности его ожидают, - он принимал на работу иностранца - решил все же меня взять. Было составлено немыслимое количество досье, потому как конкурс на это место был большой. Таким образом мне удалось поменять статус - со студента на работника. Это был счастливый случай - мне, как человеку работающему, продлили вид на жительство. - Вы преподаете французским детям то, что получили некогда сами в нашей школе? - Да, например, те пьесы, которые учила меня играть Галина Яковлевна. Я даже учебник Артоболевской использую. - Итак, на место учителя музыкальной школы много претендентов, чего не скажешь о наших школах. А соизмеримы ли зарплаты? - Французский учитель музыки за неделю зарабатывает больше, чем наш за месяц. - Что можно позволить на ту зарплату? - Немного. Денег хватает на то, чтобы заплатить за квартиру, которую я снимаю под Парижем, электричество, газ, телефон. На все остальное надо зарабатывать в других местах. - Дирижерской работой занимаетесь? - Да, меня выбрали дирижером из сорока претендентов в любительский оркестр студентов высших школ Парижа. Мы выступаем с концертами. - Как со сцены произносят ваши имя и фамилию? Нет проблем с фонетикой? - Имя для них просто непроизносимое, во французском языке нет сочетания "в" и "с". С фамилией тоже долго сражались. Я подумал и решил: буду на сцене Полонским. - Вы ощущаете на себе, как иностранец, дискриминацию? - Нет, ни в зарплате, ни в чем другом. - Бытует мнение, что наши люди за границей часто испытывают ностальгию по чисто русским вещам, например, черному хлебу, березкам. У вас бывает ностальгия? - Когда же ей возникнуть, если я пять раз в году приезжаю в Питер и один раз - в Ярославль? - В связи с чем такое предпочтение Питеру? - Там у меня жена и дети. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.