пятница 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 24 апреля 2012

Каждый выпускник школы должен уметь... читать

Сможет ли российская система образования ответить на вызовы времени?

В конце прошлой недели Ярославль стал дискуссионной площадкой в сфере образования – здесь прошёл образовательный форум, в котором приняли участие представители 59 российских регионов, а также специалисты из Австрии, Германии, Норвегии, Польши, Финляндии, Чехии.

автор Лариса ДРАЧ.    фотограф Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ из архива редакции

 

– Образование – это одна из ключевых позиций устойчивого развития государства, – отметил заместитель губернатора Ярославской области Виктор Костин. – Именно от образования зависит, как общество справится с вызовом времени.

Директор департамента регионального развития Министерства образования и науки Сергей Кравцов подтвердил, что вопросы школьного образования сегодня находятся на постоянном контроле у первых лиц государства. Так, незадолго до Ярославского образовательного форума Президент страны Дмитрий Медведев провёл очередное совещание, на котором был поднят вопрос о совершенствовании управленческого корпуса в образовании.

– В 2012 году на модернизацию региональных систем образования будет направлено сто миллиардов рублей, – сообщил Сергей Кравцов. – Каждая российская школа почув­ствует на себе эффект этого финансового вливания – 45 тысяч школ страны получат по одному миллиону рублей. А вот на что их потратить, руководство школы должно будет решить самостоятельно.

Как было бы хорошо, если бы задачка решалась так просто: вложил деньги – получил желаемый результат. Но не тут-то было: над проблемой, как влияют на качество образования выделяемые государством средства, не первый год ломают головы учёные мужи из Министерства образования и науки. Проблема в том, что по сей день не существует общероссийского критерия оценки качества образования.

Собраться вместе чиновникам и стратегам такого уровня удаётся нечасто, а потому совершенно здраво было решено сверить курсы – верной ли дорогой идём, товарищи? О том, каким видят будущее системы образования в Европе, рассказал Петри Лэмпинен, финский представитель Европейского фонда образования. В «Европейской стратегии развития образования-2020» расставлено несколько принципиальных вёшек. Кроме обязательного дошкольного, речь идёт об образовании, которое длится всю жизнь, вне зависимости от возраста человека. Мы должны воспитывать образованных людей, объяснял позицию Петри Лэмпинен, но в то же время образованная молодёжь должна найти работу, реализовать себя на рынке. Это особенно важно в условиях экономического кризиса: страны не могут не думать о том, чтобы вложенные деньги приносили требуемые обществом результаты. (Замечу, что зарифмованность ключевых моментов в различных выступлениях была очень заметна. Так, россий­ские и европейские чиновники самого высокого уровня одинаково обеспокоены тем, чтобы инвестиции не ушли в песок).

Анализируя европейскую стратегию-2020, декан факультета менеджмента в образовании Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская отметила, что европейцы делают акценты на новые компетенции: предпринимательство и инициативное действие (это к вопросу о том, чтобы найти себе достойную работу), умение и желание учиться на протяжении всей жизни. Нам трудно поспеть за европейским образованием, посетовала Елена Ленская и привела пример: в то время как «у них» обязательно знание двух иностранных языков помимо своего родного, «у нас» многие с трудом владеют одним – родным.

Это подтвердил Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования «Высшая школа экономики». Он привёл ужасающий пример: почти 13 процентов российских детей, окончивших девятый класс, практически необучены, вплоть до неумения читать. 20 – 25 процентов не в состоянии усвоить школьную программу по математике.

Однако один обозначенный в докладе финского стратега момент обратил на себя особое внимание: речь идёт о мультикультурности общества. Проблема мигрантов сегодня актуальна как для России, так и для стран Европейского союза. У детей-мигрантов изначально иные стартовые возможности из-за незнания языка, уточнила Елена Ленская, и здесь надо учитывать как языковой барьер, так и низкие ожидания учителей, связанные с детьми – представителями не титульной нации.

– В целом «Стратегия-2020» грешит евроцентризмом, но я поддерживаю озвученную в ней идею поддержки родных языков, хотя это и может привести к созданию этнических школ, – подытожила своё выступление эксперт Ленская.

А что у нас? О российской стратегии развития образования-2020 рассказал Исак Фрумин. Он подчеркнул, что конференция в Ярославле завершает цикл обсуждений стратегии и делает первый шаг на пути к её реализации. Исак Давидович успокоил: в российском образовании нет катастрофы, нет и деградации. Но, как водится, есть отдельные недостатки: так, наши школьники имеют низкий уровень функциональной грамотности (то есть не умеют на практике применять свои знания). Велик разрыв между успешными и неуспешными группами обучающихся. Есть проблема и в том, что у многих учеников отсут­ствует мотивация к учебе, не говоря уже о взрослой аудитории.

– Мы пять раз за последние годы обновили стандарты, но содержание образования практически не изменилось, – резал в глаза правду-матку Фрумин.

Проблему столичный эксперт видит в том, что результаты нашего образования не соответствуют вызовам времени. На вопрос что делать, Фрумин дал такие ответы: необходимо обратить внимание на гарантированную доступность дошкольного образования; добиваться успешности каждого ребёнка. Надо заниматься расширением внешкольной сети просвещения и социализацией учеников, актуальна и проблема обновления педагогических кадров.

Европейские эксперты внимательно выслушали выступление российского стратега. Антон Добарт, генеральный директор по вопросам образовательного сотрудничества со странами восточной и юго-восточной Европы и региональных инициатив Министерства образования, искусств и культуры Австрии в целом одобрил российскую стратегию-2020. Он ещё раз подчеркнул, что инвестиции в человеческий компонент, как правило, носят отложенный характер. Дескать, не стоит ожидать, что «нажмёшь на кнопку, получишь результат». Мы обязаны так готовить молодёжь, чтобы она по окончании обучения могла вписаться в экономическую ситуацию XXI века, повторил ранее высказанную коллегами мысль Добарт. И подытожил: важно развитие каждой отдельно взятой личности свести воедино, чтобы в конечном результате мы получили высокообразованное, предприимчивое, мотивированное к обновлению общество.

– Каждая страна сама несёт ответственность за реализуемую систему образования, но от обмена опытом выиграют все стороны, – сделал задел на будущее общение представитель Европейского фонда образования Петри Лэмпинен.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают