Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Александр Малышев, ученик 9го класса основной школы села Заболотье, что в Некрасовском районе, получил приглашение на 21ю конференцию «Юность, наука, культура – XXI век», которая состоится в Обнинске в начале мая. Это престижное мероприятие для молодых дарований, по итогам которого они получают рекомендации для продолжения образования в университетах страны. Со школьниками проводят семинары ученые: дают понятие о том, как развивается отечественная и мировая наука, и внушают уверенность в собственных силах.
Ольга ЛАПШИНА
Саша будет выступать с работой, которая уже получила высокую оценку – второе место на заключительном туре общероссийской олимпиады по краеведению «Историко-культурное наследие». Его доклад называется «История развития образования в Петропавлов-ской волости Даниловского уезда Ярославской губернии в 1863 – 1916 годах». Он исследовал состояние учебного процесса и его материальную базу, обеспечение педагогическими кадрами, роль священников церкви Петра и Павла в развитии земских школ и библиотек. Опирался на книги по истории, архивные документы, в приложениях к его работе – отчеты библиотекарей, фотографии, письма учащихся к учителям. Вывод сделал такой: «И сейчас роль сельской школы в жизни Заболотского края не уменьшилась, а возросла. За время реформ и перестроек образовался духовный вакуум, он заполняется негативной энергетикой: наркоманией, курением, пьянством. Нельзя закрывать маленькие школы, которые являются единственной надеждой на возрождение русской деревни, – дабы не прервалась времен связующая нить. Главной задачей сельской школы является возрождение утерянных традиций земских школ, возможность помочь человеку воспитать в себе личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Доброе наставничество учителей позволяет каждому ребенку и взрослому переосмыслить и прочувствовать, что есть истинное, что является основой земли русской».
Статья Александра Малышева будет опубликована в сборнике «Шаг в будущее с МУБиНТ». Он приглашен в этот университет для участия в конференции в конце апреля и еще на аналогичное мероприятие в Рыбинск, куда он поедет вместе с товарищем по школе – Ильей Мироновым из 7-го класса. Илья подготовил доклад «Купечество в Петропавловской волости в конце XIX – начале XX века»: о крестьянах, которые после реформы 1861 года стали купцами второй гильдии. Тогда деревни волости процветали, там было рентабельное сельское хозяйство, развивалась крахмалопаточная промышленность, росло население. Нельзя ли, пользуясь опытом предков, найти путь в будущее? Таков пафос его труда. Не всем городским взрослым людям пришлись по душе мысли деревенского подростка. На областной краеведческой конференции школьников в конце января, где он выступал вне конкурса, ему задали вопрос: почему ты так уверен, что, владея навыками разных профессий, можно возродить село? «Да я смотрю на своего отца, – отвечал Илья. – Он все умеет: водить машину и трактор, работать в поле и плотничать – сам срубил баню, сложил печь. Он честный и справедливый, с чувством собственного достоинства. Наша семья лишних денег не тратит. Я буду жить так же».
Этих ребят учит Людмила Алексеевна Валевская. Она преподает в Заболотье историю, обществознание, краеведение и немецкий язык. Придумала туристический проект «В гостях у деда Мазая»: не столько для развлечения досужих путешественников, а чтобы коренное население ощутило самодостаточность – свою значимость, самобытность края, возможность зарабатывать, не отрываясь от корней. В этой программе участвуют взрослые и дети. Задача Людмилы Алексеевны – довести до правительства мысль, что приоритетные национальные проекты по образованию и сельскому хозяйству неотделимы друг от друга. Сельская школа – центр культуры в деревне. Она сохраняет традиции, сложившиеся во времена земства, русскую педагогику, основанную на идеях К. Д. Ушинского, В. В. Зеньковского, Н. И. Ильмин-ского: «Художником, ученым и даже ремесленником не всякий может быть и должен быть, а хорошим человеком, т. е. нравственным, честным, добрым, религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть... Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». Не надо закрывать малокомплектные школы, сажать детей в автобусы и увозить в чужие края: арифметику они там выучат, но свою деревню начнут воспринимать как туристы: переночевать – и уехать.
В маленькой школе, говорит Людмила Алексеевна, педагоги занимаются всеми деть-ми без исключения, каждому обеспечен индивидуальный подход: здоровому и больному, способному и не очень. Ребенка с недостаточным развитием здесь воспринимают как равного, не обижают – это «божий человек», так заповедано предками. Неблагополучные семьи строго контролируются. Учителя и ученики вместе трудятся на пришкольном участке, выращивают овощи – и обед в столовой стоит пять рублей. Земля прокормит, не надо бежать от нее – вот что нужно внушать с детства. Тогда, выучившись в городе на агронома, зоотехника, строителя, учителя, деревенская молодежь там не застрянет, соблазнившись рублями, а вернется в родной край. Сначала должен быть человек – и национальные проекты воплотятся.
На днях Людмила Алексеевна выступала на районной конференции партии «Единая Россия» – рассказывала о положении учителей в малокомплектных школах. Нормативное финансирование лишает их заработка: на 50 процентов труд остается неоплаченным. Директора перестали защищать интересы педагогических коллективов, поскольку сами нормативами не обижены: ставка плюс за часы, еще 50 процентов из надтарифного фонда плюс 10 процентов за делопроизводство. А для учителей говорится или подразумевается следующее: не хотите – как хотите. И они тихо, не заявляя о своих нуждах, увольняются. У сельских педагогов были социальные льготы, установленные еще земством: бесплатные квартира и дрова. Советская власть на них не покусилась, добавила еще одну лампочку – частичную оплату электроэнергии, чтобы тетрадки проверять. Закон о льготах сельским учителям не отменен, но их сократили: за ремонт, за содержание, за отопление общей площади надо платить.
Истинное положение дел должно представлять правительство государства, затевая перемены на селе. А Людмилу Алексеевну нельзя упрекнуть в неосновательности суждений. Она потомственный педагог, у нее в активе ученики – и блещущие успехами, и просто хорошие люди. Ей доверяют – она депутат сельского поселения.
Читайте также
05.02.2010Всегда мечтала быть педагогомЗаслуженному учителю России Людмиле Ивановне Русаковой в преддверии Года учителя благодарные земляки присвоили звание «Почётный гражданин Пошехонского
25.07.2008Имя нашего УчителяЭти строки Вероники Тушновой, посвящённые Алевтине Алексеевне Левиной, учителю, директору Красноткацкой средней школы, первому почётному гражданину Ярославского
20.02.2008Быть умным – интересноИлья Миронов, ученик 9-го класса основной общеобразовательной школы в селе Заболотье, что в Некрасовском районе, и его учительница Людмила Алексеевна Валевская,
20.09.2006Школа по наследствуКонкурс на получение денежных поощрений лучшим учителям России в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» завершился. По его
01.02.2006Костромские турагенты у МазаяОператоры туристических агентств из Костромы посетили село Петропавловское, что в Некрасовском районе. За последнее время оно приобрело известность благодаря
13.08.2002Нелегка приватизация армейского добра
Жилой поселок Сокол, что во Фрунзенском районе Ярославля, состоял некогда на армейском балансе. Местные жители еще хорошо помнят, как для вызова сантехника