пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 5

четверг, 27 января 2011

Про два сорта образования

Новость на всю страну: одну московскую школу закрыли за низкую успеваемость учеников. Нам услужливо объяснили причину неслыханного ЧП: директор слабый, учителя ко всему безразличные, районное начальство не бдит.

 

автор Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ имени К. Д. Ушинского

 

Неужели кому-то непонятно, что вся эта процедура с закрытием – сплошная туфта? В первые годы борьбы против дискриминации чернокожих в Америке некоторые фирмы демонстративно нанимали на работу одного (!) афроамериканца и сажали его в офисе на самое видное место, чтобы проверяющие видели: мы закон чтим! Работы ему частенько не давали никакой, но какую-никакую зарплату платили, чтобы у него не было причин жаловаться. Как сказал бы наш любимый вождь мирового пролетариата, по форме правильно, а по существу издевательство.

А у нас нынче тоже звонят во все СМИ: поймали крупного взяточника, ура! Впаяли ему сколько-то лет и гордо назвали это борьбой с коррупцией. Это всё равно как если у вас сыпь по всему телу, лечить один палец на левой ноге.

То же и про школу: послушайте, что, у нас одна школа такая? И все ли причины названы? К примеру, может быть, и ученики немножечко виноваты? Директор той злосчастной школы говорит, что их контингент – дети из близлежащих общежитий, где число неблагополучных семей выходит за все рамки и где детки понимают: их никто и никогда из школы не выгонит. И поэтому можно делать всё что угодно. Например, как в другой школе: посреди урока выйти и помочиться в углу класса. И что при этом прикажете делать пенсионерке учительнице, которую христом-богом уговорили поработать ещё чуток, потому что молодёжь в школу за зар-плату в несколько тысяч ни в какую не идёт.

Я даже подумал: а что если эта закрытая школа и вовсе самая что ни на есть передовая? В том смысле, что в других школах учителя зажмуриваются и ставят тройки, лишь бы от них отвязались с проверками. А тут ставили честно двойки, вот их взяли и проверили: что, мол, такое? У всех всё замечательно, а эти... Так всё и открылось. А с тройками никто бы и проверять не стал. Но если по-настоящему проверить дела не в одной школе, что будет? Не поленитесь, почитайте в Интернете, что в блогах пишут те, кто окончил нашу школу. Точнее, как они пишут. Я не про хам-ство и нецензурщину, это само собой, я про элементарную грамотность. И не думайте, что я про исключения, очень мало тех, кто сносно владеет великим и могучим. Что им ставили по русскому языку? Как они из школы вышли с такими знаниями?

Порочный круг: в школе Таня (Маня, Катя) на уроках красила ногти и играла в покер (пример из той самой закрытой школы), после ряда пересдач получала псевдотройки, с которыми найти хорошо оплачиваемую работу более чем проблематично. Куда бедняжке пойти? Правильно, в педвуз, чтобы получить диплом учительницы. А поскольку в школе она учиться не научилась, в вузе она тоже будет спорить с Пушкиным, который считал, что быть можно дель-ным человеком и думать о красе ногтей. То есть о красе ногтей она снова будет думать, а вот о деле... Одна моя третьекурсница недавно во время третьего захода по поводу зачёта между делом упомянула о том, что в Киргизии, оказывается, бывает полярная ночь...

И что с ней будет уже через два года? Приличные студенты с учительским дипломом в школу не пойдут, а ей больше некуда. И вот такая, прости господи, учительница будет учить новых учеников, которые... На колу было мочало.

А выгнать такую вот девицу – себе дороже: уменьшение числа студентов означает сокращение штата преподавателей. Тут задумаешься: снова ей ставить двойку или плюнуть и...

Болезнь зашла слишком далеко. Школа отравлена такими вот учителями. Ну увеличьте такой учительнице зар-плату хоть в десять раз, что будет? Она воспримет прибавку как справедливую доплату за вредное производство, а учить будет, как умеет, то есть по-прежнему. Ну увольте её за профнепригодность, а замену где возьмёте?

Пусть меня не обвиняют в очернении всех учителей. Слава богу, у нас есть настоящие подвижники, которые за гроши учат на совесть и даже несмотря на весь идиотизм новых программ и, не к ночи будь помянут, ЕГЭ, как-то умудряются сеять разумное, доброе, вечное. Ну не могут они иначе, их так научили мама и прежние учителя. Но их бесконечно мало, в основном это пожилые люди, смены которым не видать.

Знаете, какая разница между оптимистом и пессимистом? Пессимист говорит: хуже не будет! А оптимист утешает: будет, будет! Так вот, вместе с оптимистом скажем: дальше и в самом деле будет хуже. Потому что – демографическая яма, учеников становится всё меньше, в вузы будут брать всех кого ни попадя, а значит, игроков в покер на лекциях станет ещё больше. В педвузы парни пойдут единственно, чтобы откосить от армии, а девушки – чтобы приятно провести несколько лет. Вот из них и будем выбирать учителей для наших детей.

Добавим к этому ещё одну деталь. Поднят вопрос о том, чтобы не платить студентам стипендию: пусть, если надо, идут подрабатывать! Вроде бы тоже всё правильно: за такое прилежание, с каким они учатся, да ещё и деньги платить. Министр Фурсенко сказал, что по-настоящему в вузе работают процентов пятнадцать студентов. Ну вот и давайте этим пятнадцати платить, а остальные как хотят.

Но тут, как сказал бы Ельцин, вот какая загогулина. Во-первых, огромная часть студентов уже сегодня подрабатывает. Причём на работу их ещё хватает, а вот на учёбу времени уже не остаётся. Во-вторых, той стипендии, которую сейчас им платят, хватает только на проездной билет. Тоже неплохо, но, согласитесь, кроме проезда на транспорте у молодых людей есть ещё кое-какие расходы. Особенно, если он живёт не с родителями, а приехал издалека (слава ЕГЭ!).

Но тут тоже всё, в общем-то, понятно. Разговоры об отмене стипендии затеяны для того, чтобы эту, простите за выражение, стипендию всё-таки оставить, но чтобы ни о какой индексации речи никто не вёл: скажите спасибо, что то, что есть, не отняли.

Это вообще такая приятная политика: чтобы не требовали лишнего, надо пригрозить, что отнимем наличное, а потом это наличное торжественно оставим и провозгласим это заботой о трудящихся. И все будут довольны.

Страшная мысль: а ведь это всё оттого, что в стране расстояние между богатыми и бедными много-много больше, чем даже в Америке. Богатые у нас спокойны: любимых чад всегда можно по-слать на учёбу за границу, там подобных проблем поменьше. А для нас сойдёт и так. Хотя признаться в этом – боже упаси, власть за нас ух как болеет. Помните, как в сказке про Федота-стрельца: «Утром мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ?»

В своё время выпускалось два сорта колбасы: колбаса настоящая и «колбаса для населения». Сегодня у нас два сорта образования...

Приглашаю к разговору всех учителей, вузовских преподавателей, родителей, студентов, учеников. Ругайте меня, опровергайте сказанное, но самое главное – предложите выход из тупика, в который загнано наше народное образование. Пусть эмоций будет поменьше, не надо предлагать места, за которые следует подвесить Фурсенко. Что-нибудь конструктивное. Кто знает, может, вместе мы что-нибудь и придумаем. У меня пока готового решения нет.

 

Читайте также
Комментарии

Виктор Петров | 27.01.2011 в 16:14 | ответить0

Профессор В.Жельвис интересно нарисовал объёмную по существу и достоверную в деталях неприятную картину об образовании. И большое ему спасибо за это!
Но… с чего начинается родина? С человека: будь то земляк, сосед по даче или просто хороший человек, с которым можно поговорить, посоветоваться, подружиться, вместе поработать.
А человек начинается с… ВОСПИТАНИЯ. Иначе он — Маугли.
И только потом следует ОБРАЗОВАНИЕ, т.е. накопление знаний, навыков, профессиональных привычек.
Трагедия в том, что в школу идут НЕВОСПИТАННЫЕ (или плохо, неправильно воспитанные) дети.
Воспитание — святая ОБЯЗАННОСТЬ (и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) родителей и семьи. У нас и понятия такого нет «Семейное воспитание»
А детские садики зачем? Ну, во-первых, их сейчас очень и очень мало, а, во-вторых, они не воспитывают, а скорее готовят детей к школе. Но, самое главное, процесс воспитания индивидуальный.
Семейное воспитание. Что это такое? Кто знает?
Я часто слышу: «Он хороший специалист, но человек грубый, бестактный и невоспитанный! С ним невозможно работать».
И не работают…
От этого плохо всем: родителям, близким, обществу и ему,
НЕВОСПИТАННОМУ, тоже очень плохо.

 

Анна Андреевна | 27.01.2011 в 17:02 | ответить0

Солидарна с автором — ситуация плачевная. Не согласна только, что талантливых учителей мало и что «приличные студенты с учительским дипломом в школу не пойдут». Немного о себе: закончила университет с отличием, работаю в школе с удовольствием, продолжаю повышать уровень своего образования. Что не устраивает? Руководство не дает возможности посещать различные курсы, практические занятия. На всевозможные подобные мероприятия отправляются педагоги высшей, первой категории, но не молодые специалисты. Не находим поддержки и понимания и в своем желании защититься на категорию. Регулярно испытываем давление по поводу выставляемых отметок… О зарплате говорить не стану — знали, на что идем. Как после этого успешно развиваться и совершенствоваться в своем деле? Может, я затронула несколько иные проблемы, чем автор статьи. Но для меня как для молодого специалиста и это кажется важным.

 

Карпов Денис | 27.01.2011 в 21:52 | ответить0

Владимиру Ильичу спасибо!
В последнее время о проблемах образования, как кажется, больше говорят в интернете и больше молодые люди, а важно показать, что проблема — не пустая болтовня «вечно недовольной молодёжи».
О выходе из ситуации ничего не скажешь. Это может показаться странным, но ситуация для всех удобна: дети не учатся (в покер играть интереснее), родители довольны (кому надо — получают медали, кому не надо — получают дипломы), учителя (вот тут поспорю с Владимиром Ильичом, знаю молодых педагогов, которым очень не наплевать, как и что они делают, не наплевать на детей, и мало того, что они работают за 5 тысяч, так они ещё и перерабатывают — совершенно «безвоздмездно»), но и учителям (пусть некоторым — этого уже много) удобно: работы лучше не найти, так можно ничего не делать и за то, что «подают», чиновникам полное раздолье — властвуй!
Вопрос в том, когда все почувствуют от этого неудобство. И мы опять упираемся в ту же стену — это вопрос и воспитания, и образования, и семьи и пр.

 

Галина | 28.01.2011 в 18:07 | ответить0

ГОУ СОШ 874 кому-то понадобилась как здание. Жаль директора, пед.коллектив, ученический коллектив.Оказывается закрыть школу очень легко. Помогать школам очень трудно. Советское образование уничтожили, а российского просто нет.

 

Вера Данилова | 04.02.2011 в 11:43 | ответить0

Согласна с Марией Сергеевой и Виктором Петровым: в начале — воспитание, а потом — образование, а уж потом производственная деятельность.ВОСПИТАННЫЙ и ОБРАЗОВАННЫЙ человек полезен всем: и семье, и обществу, и государству. И себе — тоже. Как это сделать? Кто у нас в России за что отвечает? Ответа нет. Я тоже не знаю.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают