– В рамках этого направления предполагается внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей.
За громким лозунгом «Развитие учительского потенциала» стоит планомерная, рассчитанная на перспективу работа, которая не первый год проводится департаментом образования правительства Ярославской области. В целях поднятия престижа учительской профессии в области проводятся конкурсы: «Учитель года», конкурс лучших учителей, проводимый в рамках приоритетного национального проекта «Образование», «За нравственный подвиг учителя», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», «Психолог года», «Воспитатель года», «Самый классный Классный». Ежегодно присуждается премия губернатора «За заслуги в области образования». Назначается губернаторская выплата педагогам за исключительный личный вклад в систему образования. Ежегодно более тысячи педагогов Ярославской области представляются к государственным, отраслевым и областным наградам.
В конкурсе лучших учителей, который прошёл на территории нашей области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», приняли участие 95 педагогов из 18 муниципальных районов Ярославского региона. Семеро победителей конкурса на соискание денежного поощрения лучшими учителями России в рамках приоритетного национального проекта «Образование-2010» в соответствии с постановлением губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова получили из областного бюджета государственную поддержку в размере 200 тысяч рублей каждый. Среди награждённых: учитель мировой художественной культуры ярославской школы № 35 Людмила Белякова, учитель начальных классов школы № 4 города Ярославля Наталья Вдовина, преподаватель биологии школы № 33 Светлана Морсова, учитель географии школы № 2 Ирина Рыбакова, учитель физической культуры Кузнечихинской средней школы Ярославского муниципального района Артём Шулин, преподаватель музыки школы № 32 Эллина Щербак и учитель русского языка и литературы школы № 36 Елена Синотина.
Как-то директор департамента образования правительства Ярославской области Татьяна Степанова призналась: «Учёные выяснили: чтобы достичь успеха в жизни, в школе вас должен учить талантливый и влюблённый в своё дело учитель. Мы всегда поддерживали и далее будем поддерживать лучших педагогов».
Опираясь на эту аксиому, можно сделать вывод: учеников ярославской школы № 36, безусловно, ждёт большое и светлое будущее. Дело в том, что любовь к русскому языку и литературе им прививает именно такой человек – талантливый, креативный, доброжелательный и бесконечно влюблённый в своё дело. Это учитель высшей категории, кандидат искусствоведения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Владимировна Синотина.
К мысли о том, что её судьба будет связана непременно со школой, Елена Владимировна пришла, ещё будучи восьмиклассницей. Этому убеждению в немалой степени способствовали педагоги, у которых ей посчастливилось учиться: Ольга Юрьевна Калугина, ныне заместитель директора департамента образования Ярославской области, и Ольга Валентиновна Данилова, работающая сегодня в отделе мониторинга центра оценки и контроля качества образования.
Училась она жадно и страстно, некоторые курсы Елена Владимировна прослушала взахлёб и неоднократно, каждый раз с восторгом находя в уже знакомом для себя материале новые грани. Однако, как ни велик был соблазн погрузиться в искусствоведение с головой, юношеская мечта работать в школе перевесила. Так, молодой специалист Елена Синотина оказалась в ярославской школе № 36 – образовательном учреждении с богатой историей, сложившимися традициями, чёткими дисциплинарными требованиями и высоким уровнем преподавания – как раз такой, о какой грезилось в студенчестве.
Вскоре защитила кандидатскую диссертацию на тему художественного мироощущения личности рубежа XIX – XX веков. Несмотря на то, что напрямую с литературой школьного курса научная работа молодого преподавателя не была связана, умение связывать междисциплинарные нити в единое полотно по сей день оказывают неоценимую услугу Елене Владимировне. Ведь ей, будучи заместителем директора по учебно-воспитательной работе, приходится руководить и учительскими квалификационными работами, и ученическими исследовательскими проектами.
Нестандартный подход, создание условий для личностного, социального и общекультурного развития школьников в ходе изучения русского языка и литературы – вот что лежит в основе методической системы преподавания Елены Синотиной. Царящая на уроках Елены Владимировны творческая атмосфера побуждает учеников к настоящему речетворчеству.
– Мы рассматриваем русский язык не просто как средство общения, а как средство информационного и социокультурного взаимодействия в современном мире. Ребёнок должен не просто бездумно потреблять информацию, а учиться анализировать её. Это, по моему мнению, задача для учителя русского языка, – размышляет Елена Владимировна.
Так на школьных уроках русского языка и литературы рождаются необычные задания типа: «Представьте, что вам нужно взять интервью у известной писательницы Татьяны Толстой…», «Вы готовите радиопередачу о творчестве Гоголя…» или ведёте репортаж из дома-музея. В ходе подобного, уж поверьте, совсем нескучного урока дети знакомятся с законами различных жанров, учатся работать с научной и справочной литературой, оценивают тот или иной текст из учебника не только с позиции литературоведения, но и как факт общественной жизни. Не случайно исследовательские работы учеников Елены Синотиной становятся лидерами ежегодных юношеских филологических чтений, которые организует при поддержке департамента образования правительства Ярославской области центр образования школьников «Олимп».
Елена Владимировна считает, что участие в различных конкурсах, к которым побуждает учительское сообщество департамент образования правительства области, необходимо для личностного и профессионального роста педагога. Согласна с этим и директор департамента образования правительства Ярославской области Татьяна Степанова, неоднократно подчёркивающая: чтобы учить, учитель сам должен постоянно повышать свою квалификацию.
– В Ярославской области проведена оптимизация системы повышения квалификации. Учителя могут пройти повышение квалификации на базе любого образовательного учреждения, имеющего лицензию на данный вид деятельности, – говорит Татьяна Александровна.
Елена Синотина трижды участвовала в различных конкурсных баталиях и дважды – в 2007 и 2010 годах – становилась одним из победителей престижного конкурса лучших учителей России. Подобный опыт не только заставляет Елену Владимировну каждый раз ставить себе всё более высокие планки, но и подтолкнул к разработке специального курса повышения квалификации педагогов «Самоанализ как основа самопрезентации деятельности учителя». Курс оказался востребован в региональной системе образования: в течение двух лет более семидесяти педагогов области прослушали лекции по этой методике. Возможно, благодаря именно этой научной разработке Елены Синотиной десять педагогов ярославской школы № 36 стали победителями в конкурсах профессионального мастерства на самом высоком уровне.
– Формирование позитивного образа учителя как оплота нравственности в нашем обществе – наверное, основная наша задача, – считает директор департамента образования Татьяна Степанова. С её авторитетным мнением трудно не согласиться: потому что именно в руках учителей, без преувеличения, находится наше будущее.
_______________________________________________________________________
Елена Синотина, одна из семи победителей областного этапа конкурса на соискание денежного поощрения лучшими учителями России
в рамках приоритетного национального проекта «Образование-2010», в соответствии с постановлением губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова получила из областного бюджета господдержку в размере 200 тысяч рублей.