– Это возможность каждого школьника «пользоваться своими правами не на словах, а в реальной жизни быть субъектом своего развития, влиять на свою собственную жизнь», – говорит Татьяна Мясникова, ведущий специалист отдела воспитательной работы дополнительного образования мэрии города Ярославля. – Для реализации возможности ребёнка пользоваться правами организованы городской смотр ученического самоуправления образовательных учреждений, конкурс «Мои права – декларация или реальность» и многие другие. Благодаря фестивалю добрых дел и акции «Я – гражданин России» школьники имеют возможность лично участвовать в конкретном деле для пользы общества и государства.
В ходе анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных детей уверены, что самоуправление способно влиять на школьную жизнь. Однако как таковое самоуправление в школах Ярославля практически отсутствует. И главная причина – нет школьного законотворчества, которое является основополагающим в органах самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия № 3» Надежда Михайлова говорит о неопытности самих педагогов-организаторов, что вызвано отсутствием хорошей методической литературы по организации школьного самоуправления.
Решение проблемы – в организации специальных выездов для педагогов-организаторов, для изучения опыта других. Например, было предложено посещение школы самоуправления Александра Тубель-ского.
Сама Надежда Михайлова и весь коллектив третьей гимназии эту проблему уже решили, ведь именно она может похвастаться наиболее позитивным опытом самоуправления. В гимназии существуют и выборность, и законотворчество. Там принята и активно функционирует конституция, а также полагающиеся государству законодательные, исполнительные и судебные органы.