Мать отказалась от Танечки, когда та была совсем крохой. После выпуска из 9-го дома-интерната девочка пошла учиться в 14-е ПУ на оператора ленточного оборудования. Жить стала в общежитии при училище. Три года пролетели незаметно. Пришла пора покидать родные стены. Тане, как выпускнице детского дома, не имеющей своего угла, полагается квартира. Как и следовало, она встала на очередь на получение жилья в Кировском районе. Но уютная однокомнатная квартирка так и остается для нее недосягаемой мечтой.
Пока Таня стоит в очереди на жилье, по закону на это время ей должны предоставить комнату или койко-место в общежитии. Но проблемы возникли с получением и этих благ. В конце июня работники училища направили в Киров-скую администрацию письмо с просьбой предоставить их выпускнице комнату в муниципальном общежитии. Но лишь через два месяца девочке подыскали долгожданное место в общежитии в Дзержинском районе. И только благодаря педагогам ПУ Тане не пришлось ночевать эти два месяца на улице. В порядке исключения девушке разрешили провести лето в пустующем общежитии училища.
– А осенью у нас не было иного выхода, как предложить ей получить второе образование. Танечка была вынуждена учиться в коррекционной группе, но зато крыша над головой до переезда была ей обеспечена, – говорит завуч по воспитательной работе ПУ № 14 Светлана Майорова.
Таня не единственная ученица Светланы Николаевны, у которой проблемы с жильем. Тамара Сергеева воспитывалась в коррекционной школе-интернате в Багряниках, что в Первомайском районе. После ее окончания получила комнату в общежитии на Советской улице. Но долго наслаждаться отдельными апартаментами девушке не пришлось. Через некоторое время ее переселили в другую комнату, где живут две тридцатилетние женщины.
– Куда же я дену свои вещи? – недоумевает Тамара.
Добрые люди подарили девочке небольшую стенку, много места занимает и ее холодильник. Но в новой комнате, по словам Светланы Майоровой, с трудом помещается кровать.
– Давай позвоним в Багряники, чтобы они хоть шкафы твои забрали, – предложила своей подопечной Светлана Николаевна.
– Что вы! – обиделась Тамара. – Почему я должна им свои вещи отдавать?
– У Тамары довольно непростой характер, к ней особый подход нужен. Как она будет жить в одной комнате с двумя взрослыми женщинами, я не представляю, – поделилась со мной сомнениями Светлана Николаевна.
Так и приходится завучу кроме всего прочего решать еще и жилищные проблемы своих питомцев. Много занимается этим и директор детского дома Ленинского района Ярославля Елена Кузнецова. Сейчас у нее воспитываются 40 детей. И у большинства из них проблемы с жильем. Сбагрив чадо в детдом, родители, многие из которых лишены родительских прав, продолжают как ни в чем не бывало наслаждаться жизнью. За время отсутствия ребенка они совершенно разоряют квартиру. Пропивают все, что удается вынести из дома: мебель, сантехнику... Некоторые умудряются выменять на бутылку даже оконные рамы. По наследству ребенку переходят лишь огромные долги по квартплате.
За редким исключением выпускники детских домов не приспособлены к жизни. Они привыкли, что все за них делают воспитатели. Поэтому в первые месяцы самостоятельной жизни проблемой становятся даже поход в магазин или оплата коммунальных услуг. Обмануть этих ребят проще простого. Вот история 18-летнего Вадика. Его мать умерла, оставив сыну квартиру и долг в 25 тысяч рублей. Разумеется, такой суммы у него не было. Его проблемы вызвались решить сердобольные риелторы и посоветовали продать квартиру. В тот момент рядом с доверчивым пареньком не оказалось человека, который бы удержал его от необдуманного поступка. В результате Вадик остался на улице. Сейчас он сидит в тюрьме.
Бывает и так, что по документам жилье у ребенка есть. А на самом деле оно уже давно совершенно непригодно для проживания. Один из подопечных Елены Кузнецовой зарегистрирован в сгоревшем доме в Большесельском районе. То, что по счастливой случайности осталось от строения после пожара, уже давно растащили местные жители. Хотя, если судить по документам, жилищных проблем у мальчика нет.
Еще один выпускник дет-ского дома Ленинского района Юра имел в своем распоряжении две комнаты в коммуналке. Но вскоре после выхода из детдома молодого человека забрали в армию. Пронюхав о пустующих комнатках, навестить новоиспеченного бойца в Орел отправились квартирные маклеры. Здоровенные парни взяли растерянного Юрия под белы рученьки, как следует припугнули и отвели к нотариусу, где он подписал генеральную доверенность. Так Юра лишился жилья. По окончании службы у парня не было денег даже на то, чтобы снять угол. Как всегда, выручила Елена Иринеевна.
– Мы написали обращение к главе районной администрации с просьбой, чтобы молодому человеку выделили место в общежитии. Затем выправили Юре паспорт, одели его, обули, направили учиться на повара. Потом он нашел работу, женился. Сейчас у него хорошая, крепкая семья. Какими-то тысячами мы спасли парню жизнь, – говорит Елена Кузнецова.
По ее мнению, шансов получить собственную благоустроенную квартиру у выпускника детского дома сегодня немного. Хотя программ, касающихся защиты детства, вполне достаточно.
Как объяснила нам главный специалист сектора охраны прав и социальной защиты детей управления образования мэрии Наталья Калинина, муниципальное жилье сейчас предоставляется в основном малоимущим. За 2004 год на весь город выпускникам дет-ских домов и школ-интернатов было выделено шесть благоустроенных квартир. Одну из них 22-летняя хозяйка тотчас приватизировала и продала.
– Давать квартиры бывшим детдомовцам очень опасно: они легко становятся жертвами обмана, – утверждает Наталья Владимировна. – Сразу же вокруг них начинают суетиться толпы риелторов. Не задумываясь о своем будущем, ребята поддаются на их уговоры и продают только что полученное жилье. На некоторых давление оказывают пьющие родственники. В результате такого необдуманного поступка молодые люди получают на руки огромные суммы и начинают себя чувствовать ужасно взрослыми, сорят деньгами...
Теперь эта проблема решена. Согласно новому Жилищному кодексу приватизировать выделенные им квартиры выпускники детских домов не смогут. Правда, особо предприимчивая часть молодежи умудряется получать выгоду даже от временного жилья, предоставленного им органом опеки до момента получения квартиры. Светлана, получившая небольшую комнатку в общежитии в Ленинском районе, появляется здесь только раз в месяц. Приходит за деньгами: комнату сдает за 1300 рублей приезжей девушке.
– Сейчас в очереди на получение квартир стоят 103 человека, 47 из которых – первоочередники. Есть среди них и те, кому уже исполнилось 50 лет. Но они по-прежнему имеют право на улучшение жилищных условий, – рассказала Наталья Калинина.
В первом квартале 2006 года, по словам Натальи Владимировны, для сирот обещали выделить еще пять квартир.