Раньше на месте нынешней «плешки» стояло здание гостиницы. До революции называлась она гостиницей «Берлин» и принадлежала купцу Кокуеву. Мне же она запомнилась как гостиница «Центральная». В этом же здании был ресторан «Москва». И вот в 70-е годы находившееся в аварийном состоянии здание пришло в полную негодность. Но ценители старины были категорически против сноса.
Конечно, пикетов и митингов они не устраивали – не то было время. Но письма протеста писали – в горисполком, горсовет и горком КПСС, в редакции газет.
Я в ту пору был ещё старшеклассником, но газеты уже почитывал и отчётливо помню, как руководители города оправдывались, отвечая на вопросы горожан – писали, что сохранить здание гостиницы всё равно уже невозможно и при этом обещали, что ради сохранения исторического облика площади построят на этом же месте новое здание точно такого же размера и примерно такого же вида.
Ещё помню первое своё впечатление, когда после сноса гостиницы с площади Волкова убрали строительный забор. Она казалась непривычно большой и неуютной. Здание театра выглядело каким-то маленьким и убогим, а на первый план выдвинулось здание гостиницы «Ярославль» – тоже в общем симпатичное, но всё-таки никак не историческое. И в общем, на площади возникало ощущение пустоты, как после вырванного зуба.
Собственно как раз в те годы и появилось название «плешка», которым народ окрестил место, на котором была когда-то «кокуевка». И все ярославцы надеялись, что «плешь» эта просуществует недолго и что руководители города, как обещали, построят тут что-то взамен.
– Да, возможно, что и я выступал в прессе с такими обещаниями, я в ту пору был заместителем главного архитектора города, – говорит главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович. – Но вообще окончательное решение принял первый секретарь обкома КПСС Фёдор Иванович Лощенков. Он сказал: здание надо восстановить. И мы тогда объявили всесоюзный конкурс проектов. В нём участвовали и московские, и ленинградские архитекторы, но победили всё равно наши, ярославцы. По тому проекту предполагалось построить новый кинотеатр с тремя зрительными залами. Но денег на его воплощение не было. А потом началась перестройка, Совет-ский Союз развалился, и, в общем, стало не до восстановления здания.
Шли годы. Ярославцы понемногу привыкли к новому облику площади, к пресловутой «плешке». Ценители старины даже стали находить преимущества в том, что после сноса гостиницы Знаменская башня полностью открылась взорам туристов. Словом, прежние протесты забылись. И планы восстановить исторический облик площади – тоже.
И вот тридцать лет спустя наконец появилась возможность отчасти вернуть прежний вид этому месту. Проведён конкурс проектов реконструкции площади, выбран наиболее предпочтительный вариант, одобренный специалистами. Но ярославцы снова, как и 30 лет назад, встречают предстоящие перемены протестами! И с тем же лозунгом сохранения «исторического» облика!
Так что же считать историческим обликом? Нынешнюю площадь? Или тот облик, который запомнился в детстве мне? Или, может, тот, который помнил мой дед – со старым, ещё не реконструированным зданием театра?
Ясно, конечно, что после реконструкции площадь не будет похожа ни на один из этих трёх вариантов. И конечно, немного страшновато – хорошо ли получится? Всё-таки рассматривать рисунки проекта – одно, а как реально всё будет выглядеть, представить трудно. Но стоит ли так рьяно бороться за сохранение «плешки»?