– Зэки приходили после заключения, просили хоть какуюто комнатушку. Вот за этим столом один плакал: «Жить негде. Что мне, в тюрьму возвращаться? Я лучше с собой покончу». И находили им – кому девятиметровку, кому еще какоето пристанище. И ни один не подвел.
Инвалид первой группы ходил, его сноха «достала». У нас тогда только что освободилось одно помещение на два выхода, запущенное, разломанное донельзя. Если возьметесь сами ремонт сделать, говорю, берите. Он взял с удовольствием, вместе с сыном отремонтировал, а вторую половину я афганцу отдал.
Женщинаврач стояла в очереди четвертая или пятая, у них с мужем была двушка в Дядькове, взрослые дети. Когда подвернулась квартирка – войти в нее, правда, было страшно – я предложил: возьмете в таком состоянии, берите. Они взяли, своими силами все вычистили, отделали и очень даже остались довольны.
Или вот бабушка с Автозаводской тут передо мной падала. Раз – и в обморок. Забегали все, «скорую» вызвали – оказалась симуляция. Чего только не случалось! – вздыхает Репкин. – Но было хоть чтото, чем можно было распорядиться самим.
Сейчас практически ни одного бесплатного метра жилья для собственного маневра в районе не осталось. Люди к Репкину до сих пор ходят, только сделать он при всем желании уже ничего не может.
В самом деле, шансы получить квартиру в наше время, когда жилье стало одним из самых ходовых товаров, у людей очень небольшие. И всетаки, какие?
Вот что рассказала здесь же, в Ленинской администрации, заместитель начальника жилищнокоммунального отдела Ирина Алексеевна Абашина.
– Как только с 1 марта 2005 года был введен новый Жилищный кодекс Российской Федерации, все очереди были объединены в одну. Территориальные администрации, в том числе и наша, в соответствии с постановлением мэра теперь занимаются только учетом.
В Ленинской районной администрации, по ее словам, на улучшение жилищных условий стоит сейчас 938 семей. Это те, которые встали на учет до 1 марта 2005 года. После этой даты администрация принимает на учет семьи, не просто нуждающиеся в улучшении жилищных условий (у которых меньше 12 квадратных метров общей площади на человека), но они должны быть и малоимущими. Кого у нас считать малоимущими, решал муниципалитет. Доход на члена семьи не должен превышать двух прожиточных минимумов – сейчас это около трех тысяч рублей. Кроме того, в собственности малоимущего не может быть больше 30 процентов гаража, машины и другого налогооблагаемого имущества.
Таких семей, вставших на учет как малоимущие и нуждающиеся, в районе сейчас шесть. Во всяком случае, именно столько сумели предоставить пока тот большой перечень документов, который необходим, чтобы подтвердить свое право на бесплатное жилье.
По новому Жилищному кодексу единая очередь состоит сейчас из двух списков: общего (без льгот) и внеочередного (со льготами). Естественно, каждый, кто начинает хлопотать о квартире, интересуется прежде всего, не годится ли он в льготники. К числу таких «везунчиков» относятся обитатели непригодного для проживания фонда (в старой формулировке – ветхого и аварийного жилья). Кроме них льготниками считаются больные хроническими тяжелыми заболеваниями и детисироты.
Существуют федеральные законы о ветеранах и социальной защите инвалидов. В соответствии с ними все списки претендентов на жилье направлены в управление социальной поддержки населения мэрии города Ярославля. Так как это обязательства уже не местных властей, а Российской Федерации, Ленинская администрация через это управление получает там для них сертификаты. Первая из очереди – инвалид Альбина Владимировна Матвеичева – сертификат уже получила. Он предоставляется на шесть месяцев. Иначе говоря, в течение шести месяцев она должна подобрать себе жилье, после чего ей перечислят положенные по сертификату средства. На сегодняшний день Матвеичевой положено 18 квадратных метров по цене 18200 рублей за метр.
Есть программа по расселению непригодного к проживанию фонда (ветхого и аварийного жилья). Разработанная до 2010 года, она уже вовсю действует. За последнее время расселены, а следовательно, получили бесплатное жилье от мэрии жители домов по проспекту Ленина, 1/2, домов № 3, 5, 7 по улице Белинского. Сейчас расселяют дома по адресу: ул. Кудрявцева, № 2 и 4. Нашлись инвесторы, расселившие за свой счет дома № 20 и 22 по улице Тургенева и по Леонтьевскому переулку, 27.
Как и все ярославцы, Ленинский район включен в подпрограмму обеспечения жильем молодых семей, обеспечение идет по нарастающей. В 2003 году в ней участвовало три семьи, в 2004м – четыре, в 2005м – шесть, в 2006м – двенадцать. Первые три года предоставлялись квартиры, а с 2006 года – сертификаты, и те сами ищут то, что им подходит на рынке жилья. Субсидия, хоть она и не полностью покрывает стоимость квартиры, предоставляется при этом безвозмездно.
А что же общая очередь, о которой мы упомянули вначале? Люди в ней стоят очень давно, записавшись еще до начала всех реформ. Есть ли у них какието перспективы? В течение двух последних лет, отвечают мне, на общую очередь в Ленинской районной администрации квартир не давали.
– А как давать? Из каких источников? – вопрошает Вячеслав Репкин. – Уже гонцов в Москву отправили за ответом. Пока нам ничего не дадут, и мы ничего не сможем дать.
Все квартиры, которые в районе освобождаются, подлежат ремонту и переходят в казну города.
– То есть, с какими бы слезами люди к вам не приходили, как бы сердце ваше не разрывалось, ни Репкин, никто другой ничего теперь сделать не могут?
– Уже нет.
– Но ведь есть ситуации, когда общая квартира, коммуналка, и вдруг из нее ктото выехал или, такова жизнь, умер...
– На этот счет есть статья 59 Жилищного кодекса. Освободившееся помещение предоставляется соседям, проживающим в этой квартире (нанимателям или собственникам) в том случае, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и малоимущими.
Расшифровка выглядит так. Сначала смотрят, есть ли в квартире семьи, где приходится меньше 12 квадратных метров на человека. Если таких нет, на освободившуюся площадь могут претендовать малоимущие, имеющие меньше 17 квадратных метров. А если и таких нет в этой квартире, и к малоимущим соседей отнести нельзя, то они смогут просто выкупить эту комнату. Не найдется желающих выкупить – комната отойдет на общее распределение.
Может быть, всетаки есть еще какието способы получить жилье вне жилищных программ? Независимо от льгот и очередей? Конечно, отвечают мне. Но уже за деньги.
Совсем недавно, в декабре 2006 года, появился так называемый Фонд коммерческого использования. Он создан по постановлению мэра и муниципалитета во всех районах города. Воспользоваться им могут только сотрудники муниципальных предприятий (детских садиков, больниц, школ), причем те, кто вообще не имеет жилья в Ярославле. Они обращаются с заявлением в администрацию района, каждый месяц эти заявления и документы к ним передаются в мэрию для согласования, тем временем очередь движется, и когда для конкретного человека она подойдет, он такое жилье получит. Но только на время работы! Оплачивать его он будет сам – как обычный наниматель.
И наконец, есть ипотека. Районная администрация стала заниматься ею тоже с конца прошлого года. Начальник отдела по социальной поддержке населения и охране труда Татьяна Григорьевна Назарова рассказывает, что за это время оформили документы на ипотеку три семьи и поступило заявление от четвертой. Это семьи, имеющие несовершеннолетних детей и стабильный доход, достаточный для того, чтобы расплачиваться по ипотечному кредиту. В дополнение к нему по постановлению губернатора предоставляется безвозмездно субсидия 100 тыс. рублей и по постановлению мэра – до 100 тысяч.
При нынешних ценах на жилье и высокой стоимости банковского кредита (до 15 процентов) ипотека даже при такой поддержке доступна, увы, немногим. Реально ею смогут воспользоваться или те, кому в состоянии помочь родители, или те, у кого есть что продать – какаято комнатка или однокомнатная квартира.
Но люди интересуются, приходят, спрашивают. За консультацией обратилось уже 38 семей. (Когда этот материал был подготовлен к печати, муниципалитет принял постановление, которое после подписания мэром внесет некоторые коррективы в существующий порядок, – см. «Северный край» за 15 марта «Субсидии для очередников».)
Впрочем, для избравших ипотеку все начинается не здесь, в районной администрации, как во всех прочих ситуациях, связанных с жильем, а в банке. Он проверяет способность семьи выплатить кредит. Семья заключает договор с банком, совместно определяется сумма кредита, и только с этими документами семья предстает перед сотрудниками районной администрации, чтобы оформить вышеназванную безвозмездную субсидию.
Если сказать коротко о том, что удалось узнать в администрации Ленинского района по пресловутому квартирному вопросу, то все укладывается в формулу: очереди есть, а бесплатного жилья нет. И, похоже, не будет. Если комуто все же блеснет, по выражению Репкина, счастливая звезда, то разве что случайно.