Допустим, рванут к нам после этого туристы со всего света – долгожданные, готовые оставить в Ярославле многомного денег. Только тратить им свои денежки у нас ведь особо негде. Обзорная экскурсия, знакомство с памятниками старины, художественный музей, концерт с русскими песнями и плясками, наскоро состряпанный в не самом престижном зрительном зале города, в лучшем случае поход в театр – таков стандартный набор развлечений, которыми с небольшими вариациями потчуют у нас заезжих гостей. Всего этого с лихвой хватает на день, при очень большом старании на два. Но мыто хотим, чтобы туризм стал одной из экономических отраслей региона, чтобы он приносил прибыль в бюджет, чтобы гости изза рубежа и со всей России задерживались у нас и на пять дней, и на неделю, а может быть, и дольше.
– Ну и чем же они будут тут все это время заниматься? – слышу очередной ехидный вопросик. Может быть, правда стоит задуматься?
Сказать, что индустрии развлечений в городе совсем нет, было бы неправильно. Только рассчитана она в основном на молодежь, причем местную. Приезжую, московскую публику, а тем более западную, нашими интернеткафе и боулингами не удивишь. Если человек едет за тридевять земель, он хочет увидеть то, чего у него дома нет, чемуто подивиться, чтото новенькое узнать. Причем, едут в основном люди среднего и старшего возраста. А их, кроме уже упомянутого стандартного набора, по устоявшемуся у нас мнению, может интересовать еще только одно: где бы поесть. Кафе, рестораны, пиццерии и прочие места, где можно набить желудок, наверное нужны. Только ради ярославской пиццы и суши поярославски к нам вряд ли кто поедет.
Все это странно, потому что ктокто, а люди, от которых зависит, чем привлечь в Ярославль гостей, по стране ездят, за границей бывают и могли бы поднабраться в этом плане самых разных идей. Вот несколько предложений, основанных на собственном скромном опыте.
Первое, что приходит на ум всякому новому человеку в Ярославле, как бы покататься по Волге. Никакого прогулочного флота в городе нет. Даже если бы одинединственный теплоходик курсировал на ту сторону и обратно, желающих совершить такую прогулку нашлось бы достаточно. Наверняка на первых порах рейсы окажутся убыточными, но потом и ярославцы, и гости обязательно проторят эту речную дорожку. На той стороне сейчас популярный в городе пляж, а для гостей речной транспорт – это возможность непродолжительного и в то же время приятного отдыха.
Можно вспомнить пример Питера, где по заранее установленным маршрутам курсируют небольшие катера, в том числе частные. Почему бы не организовать такие же путешествия внутри города у нас? От речного вокзала по Волге, по Которосли и обратно хотя бы.
Волга – одна из главных достопримечательностей России. Многие стремятся увидеть ее так же, как Московский Кремль, Красную площадь, а мы ее показываем ярославским гостям мимоходом, как бы между прочим, не умея да и не желая сделать из нее (извините за цинизм) туристический продукт.
Еще одна странность. У всех перед глазами музей Джона Мостославского, выросший из частной коллекции музыкальных инструментов. Никто, включая самого Джона, не предполагал, наверное, что его скромное, на первый взгляд, собрание приобретет такую популярность. Но приобрело. Почему же не появляются в городе другие частные музеи? Непонятно. В Угличе их уже около полутора десятков, а у нас раздва и обчелся. Не потому ли, что кроме энтузиазма их создателей нужна поддержка властей? Как правило, все начинается с коллекционеров, людей непростых, не всегда с коммерческой жилкой, но это люди увлеченные, которые обладают таинственным свойством притягивать к себе других людей, так что недостатка посетителей в таких маленьких музеях никогда не бывает. Помню музей часов в Варшаве на первом этаже старого дома в центре города. Ему хватало площади обычной квартиры, но сколько чудес тут было собрано!
Коллекционеры всех мастей, так же как и антиквары, варятся у нас в собственном соку. А любители старых вещей, не дотягивающих до антиквариата, вообще никому не интересны, их добро можно встретить разве что на задворках крупных рынков. Заурядные чашки, ложки, фарфоровые собачки и кошечки, вышедшие из моды салфетки и коврики – кажется, кому нужна такая ерунда. Не скажите! В Лондоне есть улица, где в определенные дни прямо под открытым небом разворачивается рынок антиквариата и «не совсем антиквариата». Как я поняла, он рассчитан прежде всего на туристов. Чего только тут не пришлось увидеть! Кепи позапрошлого века – в таких изображают Шерлока Холмса. Мундиры английских военных чуть ли не колониальных времен. Металлические пуговицы, украшенными гербами. Курительные трубки. Модели кораблей. Оловянная посуда. Старые чашки и лампы. Перчатки. Допотопные ссохшиеся саквояжи. Все это, разложенное на легких раскладных столиках, представляло собой живописную картину. Прогулка в этом море ненужных вещей заняла часа два – не меньше, в полном смысле этих слов перенесла в добрую старую Англию, знакомую по детским книжкам – ее здесь можно было потрогать собственными руками.
При желании вполне возможно, наверное, устраивать нечто подобное в Ярославле. Затрат никаких. Советское время для старшего поколения – большая часть жизни, для среднего – туманное детство, а для молодежи – экзотика. Что уж говорить об иностранцах, для которых незабываемым впечатлением могла бы стать возможность увидеть и потрогать радиоточку советских времен, которая еще недавно была непременным атрибутом каждой квартиры, холодильник «Саратов», оранжевый абажур. Они вживую увидели бы столытумбочки, которые раньше стояли у нас на кухнях, вышитые салфетки, которыми украшали диваны, полки с книгами «среднестатистического» жителя. Да мало ли добра еще доживает свой век на огородах и дачах, не надеясь на проявление к себе общественного интереса. Чугунный горшок для какойнибудь американки – это ведь то, что она в жизни своей не видела и может быть никогда больше не увидит.
Не стоит стесняться нашего прошлого. В том времени было много такого, чем можно гордиться. А быт – что ж, он вот такой. И комплексовать изза него раньше както было не принято.
А почему не показать туристам, приезжающим в Ярославль, русское село или деревню? До тех же Рыбниц меньше часа езды на автобусе. Памятник Пушкину все знают. Вот вам могила скульптора, который его создал, вот лепная школа его имени, где сейчас создается музей, вот удивительно живописное село со своим укладом, своей негромкой повседневной жизнью – знакомство с ней всегда самое интересное в чужой стране.
Можно предложить другой маршрут. Дорога в одну сторону, опять же не больше часа, и вот группа москвичей, немцев или французов в Некрасовском, в семье народных художников Романовых. Скульптурные миниатюры из жизни русской провинции, сделанные со вкусом и юмором, такие, каких нигде больше не делают, радушные хозяева, чай с баранками из самовара, и все будут счастливы. Опять же при минимальных затратах для организаторов – разве только на бензин. Вечером туристы вернутся в Ярославль, погуляют по городу, поужинают в ресторане, переночуют в своей гостинице, потратив при этом энную сумму в городе.
А сколько еще всего можно придумать, сколько найти других невостребованных до сих пор достопримечательностей! Упомяну в заключение одну – предполагаемое место падения метеорита в районе южной окраины НПЗ. О нем два года назад рассказывал в нашей газете геолог Лев Цветков, приводил интересные аргументы в пользу своей гипотезы, в том числе археологические. Публикация заинтересовала многих, студенты спрашивают ее в библиотеках. К сожалению, само место как было заболоченным пустырем, так и остается. Единственный добрый знак – восстановлена церковь в бывшем селе Железный Борок, история которого, по мнению геолога, прямо связана с этим самым природным событием.
На земле метеоритных кратеров сохранилось очень немного. Американцы используют свои на полную катушку: с неиссякаемым потоком экскурсантов, попкорном, видео– и аудиосопровождением, и всем, что полагается. Нам нужно для начала хотя бы благоустроить это место, чтобы можно было к нему как минимум подойти и подъехать. А дальше – привлечь внимание инвесторов к созданию исследовательского центра, детской научной станции и т. п. Впрочем, возить сюда туристов можно и не дожидаясь инвесторов, для этого достаточно только убрать мусорную свалку.
Из всего сказанного вывод один: новые гостиницы, а соответственно и туристы городу очень нужны. У нас есть прекрасные памятники архитектуры и истории XVI – XVII веков, сохранилась уникальная планировка города, которая вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И есть много чего еще, чем можно привлечь туристов, но что пока лежит у нас под спудом.