понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 7

пятница, 06 ноября 2009

К сицкарям на белом лайнере?

О белых лайнерах, которые когда-нибудь повезут туристов в село Правдино Некоузского района, заговорил с нами нефтяник, работник перекачивающей станции Ярославского нефтеуправления,
а заодно и местный житель Владимир Жёлудев.

автор Виктория ГЕФЕЛЕ

 

Странно, ведь по дороге от Нового Некоуза до села не видели мы вроде ничего достопримечательного на унылой в осеннее распутье дороге кроме полузаброшенных сёл и деревень с покосившимися избами. Ничего, кроме двух церквей, которые грустно встретили и поглядели нам вслед разбитыми окнами на полуразрушенных фасадах. Первая – Троицкая в Старом Некоузе, 1790 года постройки, а в Правдине – Покровская, на три десятка лет помладше.
И всё же повод к таким мечтаниям есть. В этом мы убедились, побывав в музее сицкарей, размещённом в бывшей земской школе села Правдина. Признаться, нашли музей с трудом. У домов, во дворах ни человечка, чтобы спросить дорогу. Нам было сказано – за церковью, но сворачивать с плохонькой, тем не менее асфальтированной, трассы на грунтовую дорожку, которая грозила рытвинами и ухабами, было страшно: проедем ли? Рискнули, поехали мимо сохранившихся изумительно красивых церковных врат с башенками и оказались посреди чудесного деревенского ландшафта. Деревья и кустарники, диким образом заполонившие видимо старинный погост, облетали золотой листвой. А вдоль улочки, у хороших прочных изб – строй могучих вековых елей. Но то, что открылось взгляду за храмом, просто перенесло нас в дальние, незапамятные времена. Посреди огромной поляны, заросшей после длительных дождей сочной зелёной травой, – огромная почерневшая от времени изба с окнами в белых наличниках. И всё это в окружении таинственного, мрачного ельника. Так и грезилось: сейчас откуда ни возьмись выйдет мужик в сорочке с косым воротом и в лаптях! А к избе просилась картинка с какой-нибудь двуколкой или тарантасом…
Сначала не поймешь, где ж тут диво. Но, изучив постройку, видишь – сруб необычен. И прекрасен своей несовременностью. В плане здание скорее квадратное, а крыша четырёхскатная. Утверждают, такую кровлю здесь делали, чтобы равномерно распределить нагрузку на все стены сруба. Потому-то трудно найти покосившийся дом сицкаря: плотники они были знатные. А минимум деревянных украшений выдаёт и старую традицию, и сугубо казённое, официальное предназначение здания. Это и есть бывшая земская школа, которой нынче исполняется ровно сто лет. Здесь сейчас и создаётся музей сицкарей. Отцом этой идеи можно назвать Владимира Жёлудева. А в Некоузском отделе культуры его поддержали и включили собранную им экспозицию в районный краеведческий музей.
Родом Жёлудев из деревни Ильинское, что километрах в шести от Правдина, на берегу реки Сити. Он из большой семьи – их четверо братьев у родителей. Владимир Михайлович называет сицкарей этнографической группой, происхождение которой ещё не расшифровано. (Из дореволюционного издания этимологического русскоязычного словаря Фасмера: «Сицкарь – житель Сицкой волости Моложского уезда, название произошло от слова «сить» – камыш»). Себя он с гордостью считает частицей этого славного роду-племени. Сам сельский житель, он с грустью делится мыслями о завтрашнем дне:
– Деревням осталось жить лет тридцать, и они исчезнут. Может, дачники продержатся ещё… А так – сейчас кое-где старики по два-три дома проживают. Многие населённые пункты у нас исчезли: пять-шесть домов – значит, неперспективные, и сселяли. Так, деревню Красный пахарь из шести домов сселили в Роговец.
Вот и решил Владимир Михайлович два года назад собирать всё, что связано с жизнью и бытом сицкарей.
Эка невидаль, скажет кто-то, сейчас этих музеев не счесть. Вон, в Брейтовском районе есть целый маршрут для туристов «Ситское кольцо» с музеем истории Ситского края. К слову, Жёлудев признаёт – настоящие сицкари живут там в бывшей Сить-Покровской волости. А в Некоузском районе они остались лишь в Станилове и Бабьей горе. Кое-что о сицкарях можно найти и в Мышкине. Отдел «Быт сицкарей» размещён тут в необычном помещении. В селе Кривец, в нескольких километрах от Мышкина, была разрушена церковь, а в барабане, на котором прежде стоял купол, организовали магазин. Потом этот барабан перевезли в Мышкин и поместили в нём экспозицию.
Но можно с уверенностью ответить скептикам – такой большой и  богатой коллекции, как в селе Правдине, не увидишь ни в Брейтове, ни в Мышкине. И с горечью можно добавить – не всякий увидит её и в Правдине по причине трудной доступности. Ехать далековато от других туристических центров, опять же дорога плохая. Указателей о музее нет. Нет рекламы, нет и инфраструктуры соответствующей: лавки какой-никакой с сувенирами, забегаловки мало-мальской, чтобы перекусить, хотя последнего мы не обнаружили даже в райцентре, Новом Некоузе. Нет, извиняюсь за прозу, и другого очень нужного туристам места – отхожего… Впрочем, и в Кукобое Первомайского района, куда зазывают посмотреть на Бабу-Ягу, за четыре года раскрутки бренда также не удосужились туалет построить. И так же, как и в Первомайском районе, летом негде остановиться «бесколёсным» туристам: гостиницы заняты вахтой – газовиками. Возможно, что туда без своей машины и не доберёшься, во всяком случае за день, что мы колесили по району, не увидели ни одного рейсового автобуса. Хотя не отрицаем, что они в природе существуют, но, наверное, курсируют крайне редко.
Жёлудев основной своей целью считает сбор, хранение и изучение предметов старины. Насчёт сбора цель достигнута. И то, что мы увидели, поражает. В огромных классных комнатах с потолками под пять метров высотой всё уставлено экспонатами, которыми мог бы гордиться любой краеведческий музей. Работают здесь два человека. Это скромный и застенчивый парень, которого Жёлудев называет Николай Николаевич, – выпускник школы этого года Коля Мараксин. И Александра Виноградова, которую мы как раз застали за работой – она прикрепляла этикетки к экспонатам. Нам стало очень жалко и Колю, и особенно Александру Павловну – в помещении стоял редкостный холод, просто стужа какая-то. Здание не топили с прошлого века – с 90-х годов, когда в селе закрыли начальную школу. Теперь здешние старинные печи без профилактики топить опасно, а газовое отопление не работает: не так давно какой-то тать в ночи похитил трубы, оставленные для ремонта системы отопления во дворе школы.
Итак, мы осмотрели три экспозиции: прядение и ткачество, детство и школа, разные коллекции. В первом зале нас очаровали уже названия: скально, бердо, хлуд – ослоп, вьюшно… Мы просто кинулись фотографироваться у льномялок, ткацких станков, а также на фоне тех самых «скально» и «бердо». Эти слова, дошедшие из языка предков, помогли отыскать, чтобы назвать вещи своими именами, сотрудники Некоузской библиотеки.
В зале вполне бесхитростно, без особой системы расставлено и развешено около сотни предметов, связанных с местными промыслами и льноводством. Плюс фото и пожелтевшие руководства по рукоделию.
Со вторым залом нужно что-то делать. Экспонаты интересные, но, очевидно, не для этого музея. Пионерские горны, старинные детские коляски, знамёна и прочее. Мило, ностальгично, но не более, к тому же отвлекает от основной темы – сицкой старины.
Выставки в третьем зале вновь уносят нас в глубины времени. До сих пор перед глазами коллекции старинных фонарей, в том числе деревянных, резных и расписных, железных весов, замков, топоров, керогазов.
Окоченевшие, но восхищённые, мы покидали музей. Шли мимо старых елей, с сожалением расставаясь с диковинным местом и окончательно возвращаясь в век XXI. Вспоминаются слова Жёлудева:
– В первую очередь собираю предметы сицкой старины не для того, чтобы народ водить на экскурсии, главное – сохранить и изучить. Когда основное сделаю, заключим договор с туристическими фирмами. Хочу, чтобы когда-нибудь к нам белые лайнеры с туристами поехали…

Читайте также
  • 29.09.2009 В краеведческом музее... играют в куклыОказывается, и в солидном краеведческом музее можно поиграть... в куклы. Во всяком случае, в Пошехонье. В этом известном далеко за пределами района культурном
  • 20.05.2009 Кого – в пионеры, кого – в председателиНакануне дня рождения пионерии значительно увеличилось количество туристов в уникальном музее «Русь советская», который находится в небольшом
  • 31.01.2009 Где же он, шаткий мосточек в завтрашний день? Статья Марины Шиманской в газете «Северный край» положила начало интересной дискуссии о роли туризма в наших сельских районах. И мне захотелось
  • 20.02.2008 Путешествие в ямщицкий край«Дорогие Елена и Игорь, с законным браком вас! Любовь вам да совет на сто лет!» – такими словами напутствовали «молодожёнов» из очередной туристической группы в музее ямщика.
  • 26.12.2007 «Мастерская льна» ждет туристовВ пошехонском Доме культуры открыли музей «Мастер-ская льна матушки Настасьи» с интерактивной программой для туристов. Суть новой программы в том, что
  • 19.10.2007 Привёз туристов – получи призВ Ярославском художественном музее состоялась церемония вручения губернаторской премии «Лучшее предприятие туристской отрасли­2007». Подобный конкурс проводится
Комментарии

Гость | 29.11.2010 в 00:41 | ответить0

Следует заметить что село наше ПРАВДИНО вымирать никогда не собиралось и не собирается. А наоборот — процветает, в отличии от всего района и большинство молодых семей, коренных жителей, продолжают жить, строить свои дома-замечу-благоустроенные, рожать детей и мечтают, никогда не видеть долпы глазеющих туристов, в своем родном, тихом и уютном селе!!!



коренные жители

 

Сергей | 28.07.2011 в 17:03 | ответить0

Деревня не умрет.Смерть деревни предрекали еще в конце того века. То что дома гниют и жители стареют и не могут их поднимать то думается мне это обычная смена поколений посмотрите к примеру на садоводства. Учитывая перенаселение столиц и их областей то деревни это выход из положения для многих людей. Уже сейчас в многих деревнях на Сити дома скуплены Москвичами ведь до Москвы 4 часа, а стоимость домов несравненно ниже московской области да и гораздо чище.

 

Местный краевед | 28.07.2011 в 18:03 | ответить0

Сицкари — чудом сохранившиеся потомки народа Меря, который жил здесь в V — X веках, а потом растворился в русском этносе. Его столица была в Сарском Городище, недалеко от оз. Неро.
Все, у кого изначально местные корни, несут в себе эти гены. И нам есть чем гордиться. В те давние времена, когда вокруг племена еще жили в землянках, здесь уже строили добротные деревянные дома. А об искусствах и ремеслах хорошо говорят археологические находки, которые есть в Ростовском историческом музее.
Но в чистом виде прошлое сохранилось видимо только в деревне сицкарей. Надолго ли?

 

nlv | 29.07.2011 в 00:47 | ответить0

Правдино — это один из форпостов нефтегазовой индустрии в ообласти, захочешь умереть — не дадут, а вот остальные населенные пункты в районе практически уже реально умерли в результате развала агроиндустрии. А москвичей, пилящих 4 часа на отдых в компанию комаров и гадюк из Масловской низменности, я просто не понимаю… Не иначе у них тоже какие-то там древние гены просыпаются…

 

Александр | 21.10.2011 в 10:58 | ответить0

Всегда езжу из Москвы только не в Правдино а в Роговец деревня умерла но мне нравится. С 5 лет там отдыхаю.Помню деревню когда она процветала.Большой привет другу детства Николаю Петухову сейчас живёт в Правдино. В сентябре2012 обязательно приеду в роговец и навещу музей. С Уважением Александр Салтыков

 

Павловский А.Т. | 06.01.2013 в 14:31 | ответить0

сытькари это убежавшие с Днепра от крещения староверы еще при Владимире Красное Солнышко.Это отряд Сытькарей под знаменем «Коловрат»(солнце)" именовавший себя Перуновы воины покрыл себя неугасимой славой в веках в борьбе с монголо-татарами в 1237году.Позднее летописцы приписали и сделали все что бы этот факт стал подвигом одного человека хрестьянина, хотя на защиту Родины встали все и в первых рядах Ситькари.У Ситькарей были спасенные ими старые летописи и книги, деревянные дощицы, которые сжигали при крещении молодые революционеры Христиане.Поэтому в Ситькарях живет дух старой руси.Ведь князь Великий Святослав избавивший Русь от Хазарского каганата и иудейской дани, и объединивший славян по всему Дунаю воевал под знаменем Коловрат-солнце.На саркофаге в Киеве Ярослава мудрого высечен символ Солнца-знак Коловрата.
Поэтому нельзя, что бы Ситькари ушли и растворились в истории.Это сама Русь!
(Павловский А.Т.«Murovecz57@mail.ru»)

 

Гость | 04.03.2014 в 09:02 | ответить0

Только зовут «местного жителя», основателя музея сицкарей, Владимир ЖОлудев (а не Желудев)

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают