– Когда лидеры региональных организаций Ассамблеи народов России и ассоциации молодых инвалидов говорят, что льготы по арендной плате – вопрос не только и не столько бухгалтерский, то хочется с ними немедленно согласиться. Правда, я бы это сделал с одной оговоркой, – сразу намечает интригу Герберт Васильевич. – Для писательских организаций времена наступили такие, что вопрос с арендными льготами для нас – да и в бухгалтерии, и в цифрах, и деньгах тоже. Тем более в нашем случае, когда просто неизвестно, где их взять, чтобы была у писательской организации крыша над головой.
Аренда довольно скромного по площади офиса отделения Союза писателей на улице Терешковой увеличена почти в 30 раз и вместо 232 рублей в месяц составила теперь 6306 рублей. Заглянув в платёжку с такими цифрами, председатель отделения обратил наше внимание на электрические батареи отопления:
– А теперь предлагаю вам решить такую школьную задачку по арифметике. Подсчитайте число батарей и скажите, сколько будет стоить этот комфорт в сутки из расчёта оплаты 50 рублей в час. Подсчитали? А сколько это будет в месяц?.. А теперь прибавьте полученную сумму к шести тысячам рублей арендной платы и скажите, во что обходится нам офис, равный по площади двухкомнатной хрущёвке.
С 2009 года цена аренды складывалась из базовой ставки (а это около трёх тысяч рублей за квадратный метр в год) и коэффициентов, повышающих или понижающих стоимость помещений в зависимости прежде всего от их назначения, то есть вида деятельности общественной организации.
Арендная льгота была для Союза писателей единственной, пусть и символической, поддержкой городскими властями всего того, что писатели разных поколений делают для города – а это две сотни встреч с читателями, литературных вечеров, «круглых столов», семинаров, конкурсов в год.
В последнем квартальном отчёте правления – около полусотни пунктов, включая сентябрьский семинар молодых авторов. Постоянными площадками стали для писателей не только библиотеки и крупнейшие дворцы культуры, но и Дворец молодёжи, Собиновский зал филармонии, Дом художника, музей истории Ярославля, Дом-музей Максима Богдановича, санаторий «Ясные зори», в День города – Волжская набережная, летом – обычно пустующий в течение всего года Парк дружбы.
– Льгота по аренде была знаком признания нужности нашей работы для города, как и того очевидного факта, что развитие городского самоуправления невозможно без опоры на исторические и культурные традиции, на людей образованных и мыслящих, знающих эти традиции, – подчеркнул ещё раз Кемоклидзе. – Говоря так, мы почти дословно цитируем документ, под которым стоит и подпись городского руководства – соглашение о сотрудничестве между мэрией Ярославля и отделением Союза писателей.
Этот документ Герберт Васильевич не убирает в дальний ящик, хотя подписывали его по программе подготовки к 1000-летию Ярославля и сроки его действия формально истекли два года назад. «А почему нельзя сотрудничать независимо от юбилеев на постоянной основе?» – в этом, так и хочется сказать, риторическом вопросе руководителя Ярославской организации Союза писателей России совсем нетрудно расслышать вполне конструктивный ответ на вопрос, заставивший недоумевать далеко не только писателей: как нейтрализовать или хотя бы смягчить последствия досадной чиновничьей промашки с урезанием льгот?
На одной из встреч с горожанами мэр Евгений Урлашов, снова посетовав на бедственное состояние городского бюджета, разъяснил, что деньги, полученные под сокращение льгот по арендной плате некоммерческих организаций, пойдут... на строительство новых дорог. Заканчивая наш разговор, Герберт Кемоклидзе дал ещё и такую ремарку к обсуждаемой проблеме:
– Какие у нас дороги и сколько у властей забот, кто же этого не знает. Ну улучшим дороги, сэкономив на льготниках, включая организации сферы культуры и искусства. А куда приведут эти улучшенные дороги без культуры? В никуда? – это ещё мягко будет сказано. Приведут они к пивной, в игорный дом, а то и в заплёванную подворотню. Что поделать, придётся снова идти и доказывать то, что в доказательствах не нуждается.