Главное, что поражало: участники конкурса, едва освободившись от одного этапа, откровенно делились ответами на трудные вопросы с теми, кому только предстояло держать экзамен на трассе. Лиана Багаутдинова из Уфы скрупулёзно рассказывала Любови Евдокимовой из Ижевска о том, на что надо обратить особое внимание. Лиана, похоже, уложилась в установленный норматив. Буквально по секундам описывала она его Любови. Разговор проходил в летнем павильончике, где участники могли немного передохнуть, выпить стакан чая, перекусить.
По телемониторам здесь же можно было в реальном времени проследить и ход второго этапа конкурса. Камеры фиксировали каждый отрезок 300-метровой трассы, где водители как раз и соревновались в своём профессиональном деле – вождении машины. Вот смотровая канава, обозначенная на гладком асфальте депо № 2, где проходил конкурс, специальной разметкой. Вот бокс, куда водитель должен завести машину задним ходом, не задев при этом ни одной стойки. Вот остановочный пункт, имитирующий реальную остановку: остановить машину у него надо в соответствии с обозначенными метками, которые непрофессионал и не разглядит. Но Иван Иванович Замараев, заместитель директора по эксплуатации ОАО «Яргорэлектротранс», сопровождавший нашу журналистскую бригаду, чётко комментирует обстановку:
– Остановиться водитель должен вон у той вмятинки в асфальте, – говорит он. – Чтобы подъезд был в 20 – 40 сантиметрах от условного бордюрного камня. Это обязательное условие для водителя не только на конкурсе, но и в повседневной работе. За его нарушение наказывают не только в ходе конкурса штрафными очками, но и в реальной жизни.
Идём дальше. Два водопроводных колодца поднимаются над дорогой. Между ними водитель должен проехать так, чтобы не задеть днищем троллейбуса. Кривая малого радиуса – объезд препятствия на дороге. Это может быть, например припаркованный автомобиль. «Змейка» – можно сказать, пример высшего пилотажа водителя.
Видно, как с напряжением вглядывается в дорогу проезжающий мимо нас участник. Только что мы были свидетелями того, как он перед стартом проходил медицинскую комиссию. Галина Николаевна Кочешкова, инспектор по профосмотру водителей «Яргорэлектротранса», расспросив его о самочувствии, измерила давление.
– Волнуетесь?
– Немного, – ответил он. – Вчера волновался больше.
«Вчера» водители сдавали теорию вождения, Правила дорожного движения, отчитывались в своих знаниях материальной части машины. И, похоже, что за рулём троллейбуса этому молодому человеку (впрочем, как, наверное, и всем конкурсантам) всё-таки привычнее.
– Ничего, всё будет хорошо, – успокаивает парня медик. – Счастливого пути!
Такими словами Галина Николаевна провожает на трассу каждого. В ответ – добрая улыбка. Но успокоительные таблетки всё-таки лежат на столике медицинского работника. Одному из конкурсантов они сегодня уже пригодились, говорит Галина Николаевна.
Начались соревнования в 10 часов утра. К полудню трассу прошли человек пятнадцать. Среди них – ярославец Виталий Царёв.
– Это наш лучший водитель, опытный участник соревнований, – отозвался о нём Сергей Александрович Щепин, директор ОАО «Яргорэлектротранс».
Результат Царёва на тот момент был лучшим. Но и соперники у Виталия не лыком шиты. Каждый – лучший в своём городе. Артём Ковалевский представляет Москву. Он работает в первом троллейбусном парке. Высокий, подтянутый, в парадной форме, Артём сразу привлёк к себе внимание фотокорреспондентов. Он охотно поделился и с нами впечатлениями о конкурсе, в котором ему в общем-то всё нравится.
Артём – коренной москвич, закончил Московский университет, по специальности – программист. А работу водителя троллейбуса выбрал из любопытства и «романтических настроений».
Впрочем, похоже, среди тех, кто оказался в числе финалистов участников Всероссийского конкурса, «не романтиков» нет.
Ну действительно, чем же может привлечь эта работа, если вставать нужно раньше всех, а ложиться спать, когда уже весь город спит. И весь день – за рулём. Лавируя в потоках транспорта, простаивая в пробках. Они ведь теперь не только в столице. А зарплата у водителей, как стало ясно из разговоров со многими из них, повсеместно небольшая. В Ярославле, например, она от 13 до 20 тысяч рублей. У москвичей – самая высокая в стране – 40 тысяч, но ведь и стоимость жизни там иная, столичная.
Многие ярославские водители одно время потянулись было на заработки туда, но быстро поняли: овчинка выделки не стоит. Вернулись домой. Дома тоже ведь дело не стоит на месте. Троллейбусный парк почти полностью обновился. Появились новые современные машины. Они могут работать не только «привязанными» к проводам, но при необходимости обойдутся и без них, если вдруг потребуется миновать небольшую «пробку» на дороге. Машины эти ярославские водители уже освоили. Они вот-вот появятся на городских маршрутах. Принимали участие и в конкурсе. Он ведь не только для дня сегодняшнего предназначен. Скорее даже вовсе не для него – для будущего. Электротранспорт как самый социально значимый в городе должен развиваться, считают все, кто работает с ним – от представителей министерства до водителя.
Кстати, Минавтотранс – организатор конкурса – подготовил для его победителя и значительную денежную награду: 300 тысяч рублей, сообщили нам по секрету компетентные люди.