четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 12

четверг, 16 августа 2012

Договор дороже денег. Или дешевле?

Мэрия Ярославля намерена расторгнуть договор об аренде дома, где создаётся музей 1612 года

Ещё памятны страсти, которые разыгрались в связи с намерением ярославских властей пополнить городской бюджет за счёт художников и писателей. И вот теперь новая идея - «прижать» музейщиков. Мэрия заявила о намерении расторгнуть договор об аренде дома номер 15 по Волжской набережной, где сейчас создаётся музей 1612 года. А здание выставить на торги. Об этом «Северному краю» сообщила автор проекта «Ярославль. 1612» известный ярославский музейщик Елена Анкудинова.

автор Татьяна ЕГОРОВА    фотограф Анна ЛУКИНА

 

- Ситуация, с которой мы столкнулись, нас просто потрясла, - не скрывает эмоций Елена Андреевна. - Договор, заключённый частным инвестором при прошлом руководстве мэрии, был по сути социальным заказом. Мы готовы были к 4 ноября сделать первую очередь экспозиции. И вот такой «сюрприз».

Один из самых симпатичных особнячков на Волжской набережной, памятник федерального значения, вошедший в историю города как Дом общества врачей, знаком каждому ярославцу (см. «Северный край», 3 марта 2012 г. «Старый дом у вечной реки»). На слуху и имя арендатора - это предприниматель Олег Жаров, председатель группы компаний «Эколлайн», зарекомендовавшей себя рядом серьёзных проектов, в том числе организацией историко-культурного комплекса «Вятское», за что он сам, Елена Анкудинова и художник Николай Мухин удостоены недавно Государственной премии России.

Лауреаты были вправе рассчитывать, как минимум, на внимание к их очередному проекту. Но вместо этого получили то, что получили.

Предыстория такого, мягко говоря, пикантного поворота такова.

- Здание принадлежало музею истории города. Это бюджетная организация, которой, к сожалению, справляться с таким домом оказалось не по силам. Дом постепенно приходил в упадок. И вот тогда мы обратились в мэрию прошлого состава с предложением по новому использованию здания, - созданию в нём частного музея, что и было принято, - рассказывает Елена Анкудинова.

Состояние дома оказалось очень тяжёлым. Разморозилась система отопления, протекала крыша, промёрзли все углы. Поэтому первое, за что взялись новые хозяева, - противоаварийные работы, причём срочные. Ещё одной зимы старый дом мог просто не выдержать.

- Разобрались с отоплением, починили кровлю: «Меньше стройся, больше кройся» - закон для всех времён и народов. Вывезли огромное количество мусора, всё вычистили, - улыбается Елена Андреевна, вновь заражаясь энтузиазмом тех, самых первых дней. - И тут перед нами предстало совершеннейшее открытие: подклет XVII века потрясающей красоты и мощи. Никто даже из знатоков Ярославля его раньше не видели: три великолепных сводчатых помещения с высотой потолков больше четырёх метров!

Концепция музея родилась мгновенно. Здесь должен быть музей, который прославил бы Ярославль и его роль в событиях 1612 года - ключевых в истории России. Как известно, роль его была огромна - и организационная, и экономическая, и политическая. Ярославль в то время стал оплотом российской государственности, выполнял ряд столичных функций. Здесь прирастало народное ополчение, которое двинулось на освобождение Москвы от иноземных захватчиков, и тем самым вписаны страницы воинской славы Ярославля.

Мощные своды подклета, свидетели тех времён, по сути - главный экспонат будущего музея. Причём, подлинный. Кто бы мог подумать, что такая жемчужина скрывается под не раз перестроенным фасадом!

Начались контакты с Государственным историческим музеем и специалистами по этой эпохе. Тульские мастера взялись изготовить оружие тех времён, костромичи - воспроизвести одежду, питерцы - поставить электронное оборудование, обеспечивающее разного рода спецэффекты.

Впрочем, и весь дом, как оказалось, будто специально предназначен для музея. После того, как были убраны наверху поздние больничные перегородки, глазам открылись просторные выставочные помещения.

- В Вятском мы делаем выставки из собраний ярославских коллекционеров. Они пользуются большим интересом посетителей, а коллекционеры, всё новые и новые, так и рвутся себя показать. Среди них есть люди с весьма серьёзными собраниями. Стоило только заикнуться, что мы собираемся делать выставки в Ярославле, в этом доме, у нас сразу выстроилась очередь, - Елена Андреевна явно готова поведать ещё что-то интересное.

- Вы имеете в виду коллекции тоже как-то связанные с историей?

- А вы думаете таких не найдётся? Не зря сказано: в Ярославле что ни шаг, то история. Во время июльских событий 1918 года был нанесён огромный урон городу: разрушено множество зданий, храмов, тысячи людей лишились крова и своего имущества. В государственном архиве Ярославской области хранится некая тетрадка Иллариона Александровича Тихомирова, нашего замечательного историка, учёного, краеведа. В этой тетрадке - перечень утрат в области культуры, понесённых Ярославлем в результате этих событий. В числе прочего там перечислены все погибшие частные коллекции.

- Коллекции? Никогда не слышала.

- Пастуховская коллекция фарфора, коллекции старинной мебели, старинных костюмов, старинных гравюр, принадлежавшие другим именитым гражданам. К гравюрам из собрания Оловянишниковых каталог был сделан на языках их происхождения. На самом деле культурное богатство Ярославля значительно сильнее, чем принято считать. О многом мы не знаем или только начинаем узнавать. Что сохранилось? Нынешние собиратели готовы представить свои частные коллекции публике, разве это не замечательно?

- Вашим планам особенно на фоне последних событий можно только позавидовать.

- Я давно ношусь с идеей Набережной музеев в Ярославле. У нас удивительный город. Пройдитесь по Волжской набережной - тут наши храмы, художественный музей с губернаторским садом, Митрополичьи палаты, музей часов Джона Мостославского. Мы готовы вписаться в это единое музейное пространство. Ведь есть же Набережная музеев во Франкфурте-на-Майне, почему она не может появиться в Ярославле?

- А как всё-таки выглядело уведомление мэрии о том, что договор об аренде дома на набережной будет расторгнут? Он ведь заключался, если не ошибаюсь, на тридцать лет?

- Как только руководство города сменилось, Олег Алексеевич Жаров как глава правления группы солидных компаний отправился знакомиться с новым руководством. В первую очередь представился мэру. Тот его принял, пообещал содействие в делах - на том и расстались. Через две недели после визита раздался звонок из КУМИ мэрии. Нас уведомили, что договор аренды будет разрываться, а дом на набережной выставят на торги.

- А не может быть так, что одно с другим разошлось? Разговор с мэром - это одно, а намерение КУМИ было принято вне зависимости от него?

- Ну знаете... Если руки делают, а голова не знает, что они делают - это уж совсем... Я лично такой вариант исключаю. Это же ясно: состоялся разговор, мы ждём результата - и вот он, результат.

- Итак, Елена Андреевна, как выглядит ситуация с музеем «Ярославль. 1612» на сегодня? Сделаны противоаварийные работы, есть концепция музея. Что-нибудь ещё?

- Мы сделали проект реставрации здания. Он прошёл государственную экспертизу - подчёркиваю, стороннюю экспертизу с участием трёх независимых экспертов - из Москвы, Костромы и Ярославля - поскольку, напомню, это памятник федерального значения. Наконец получили разрешение на производство работ. Всё это стоит не три копейки, смею вас заверить. Это очень серьёзные вложения. Причём, сделанные очень быстро - насколько я знаю, ни один музей не смог бы сделать это так быстро, как сделали мы.

- Я уточняю: проект, заключения экспертизы, разрешение на производство работ - и всё это уже в наличии?

- Конечно! И мы готовы работать. Уже даже заключили соглашение с одной из ярославских реставрационных организаций.

- Так что же теперь? После того злополучного звонка из КУМИ?

- Мы решили, что будем бороться за это здание. В последнее время под нож мэрии попадают то художники, то писатели, теперь вот музейщики. Удар наносится по самому незащищённому звену - культуре. А в нашем случае одновременно по малому бизнесу. Тому самому, к поддержке которого призывает руководство страны, а мы в нём работаем. Хотя вообще-то речь о другом. Есть вещи в жизни, которые нельзя трогать при любой экономической ситуации: школы, больницы, учреждения культуры. Что будет если ни лечить, ни учить будет некому? Если вырастет поколение, не знающее свою культуру и равнодушное к истории своих предков?

Культура - это суть, соль для любого руководства. Мы доказали, что умеем работать. Проект в Вятском становится самовоспроизводящим. Мы не просим денег. Олег Алексеевич готов сам их вкладывать и уже вкладывает. Все говорят, что туризм может приносить доход городу, нашлись бы инвесторы. Так вот он инвестор. Только не мешайте.

- На недавней пресс-конференции мэр говорил о намерении повысить арендную плату. О том, что и для многих арендаторов она благодаря прежнему руководству города чисто символическая. Возможно, та аренда, которую вы платите сейчас, тоже не устраивает нынешнюю мэрию и полученный вами ультиматум объясняется именно этим?

- Предусмотренная договором арендная плата отнюдь не копеечная. Тем не менее она оговаривалась только на период восстановления здания. Учитывалось, что в ходе этих работ нами будет вложено 36 млн. рублей. Как только приёмная комиссия зафиксирует, что работы окончены, мы начнем платить полноценную арендную плату. Всё это прописано в договоре аренды, и это нормальная логика.

Когда находятся люди, готовые привести в порядок историческое здание, полагается дать им на это время. Когда овечка ещё голенькая, зачем её стричь? К сожалению, у нас в городе не поддерживают тех, кто хотел и мог бы действительно спасти то или иное здание. Мы видим проданные дома, новые хозяева которых ничего с ними не делают, и эти дома годами стоят как гнилые зубы.

- Но вы ведь недавно стали лауреатами Государственной премии. Один этот факт мог бы дать вам дополнительный шанс... 12 июня в Кремле эти награды вам, всем троим участникам нового проекта, вручил лично Президент Владимир Путин.

- Что вы, какой шанс! Мэрия даже не поздравила нас, граждан своего города. Никак. Ни письменно, ни устно. Хотя нам звонили отовсюду. Лично я ответила почти на триста звонков со всей России. И мои коллеги тоже. А ведь Государственная премия - это большая честь не только для человека - для всего города. Мне очень жаль людей, которые этого не понимают.

- Так как же вы всё-таки намерены бороться за это здание?

- Расторгнуть договор аренды с нами мэрия по закону не сможет - мы в этом убеждены. Всё было оформлено правильно, прозрачно. Мы начали с проекта, экспертизы, разрешения - тут тоже не к чему придраться. Мы очень динамично работаем - я как музейщик прошла в своё время все ступеньки и знаю, что говорю. Как автору проекта мне тоже нечего стыдиться. Договор смогут расторгнуть по суду, а это дело долгое.

И вообще найти нового владельца на такое здание весьма проблематично. Он сможет получить его только с двумя обременениями: с нашей арендой на тридцать лет и со статусом этого дома, как памятника федерального значения, который свяжет его по рукам и ногам.

Так что мы будем отстаивать свой дом. Наше дело правое!

Читайте также
  • 06.09.2012 Великая смута в головах В «Северном крае» за 24 августа с. г. было опубликовано интервью Елены Анкудиновой «Договор дороже денег. Или дешевле?». Ещё раньше
  • 24.08.2012 Договор дороже денег. Или дешевле?Ещё памятны страсти, которые разыгрались в связи с намерением ярославских властей пополнить городской бюджет за счёт художников и писателей. И вот теперь
  • 21.08.2012 Великая смута в головахОТ РЕДАКЦИИ: 16 августа на сайте газеты «Северный край» было размещено интервью Елены Андреевны Анкудиновой, которое она дала корреспонденту
  • 31.07.2012 Обещаний было много. Работы теперь тоже Если выделить главное из всего сказанного Евгением Урлашовым в минувший четверг на пресс-конференции, посвящённой итогам первых ста дней его работы на
  • 04.05.2012 Чиновников ожидает великий переезд?Часть департаментов и управлений Ярославской мэрии вполне могут переехать из центра города в другие районы. Речь об этом шла на заседании муниципалитета.
  • 19.11.2010 Бэби-бум с двойным дномОрганизованный решениями «сверху» демографический взрыв может закончиться как все взрывы: бах – и дым ветром отнесло. В сторону детс
Комментарии

Владимир Жельвис | 16.08.2012 в 18:21 | ответить1

Только не отступайте, наберитесь терпения, вероятно, оно вам понадобится. В Вятском получилось, должно получиться и здесь. Набережная музеев — великолепная идея, думаю, что не будет ни одного человека, влюблённого в Ярославль, кто не поддержит эту идею. А чиновники… Ну что с них взять, убогих?

 

Мария Ивановна, учитель истории | 16.08.2012 в 20:38 | ответить0

Да, музей это очень хорошо.Но не в Доме общества врачей.Плюс Анкудинова со предприимчивые товарищи.Мало что ли с нас того, что сделала с Музеем-заповедником.Исторические памятники и уникальные фрески в угробленном состоянии.Даже владыка Кирилл негодовал, как такое возможно.А её офис находился аж в алтаре Вскресенской церкви, до сих пор неотреставрированной.Широко в своё время рекламировался как зоопарк с медведицей Машей, оттяпавшей однажды ступню смотрительнице.Теперь она инвалид.Что уж говорить про остальные обьекты.В уникальнейшей в мире Церкви Иоанна Предтечи конь не валялся, всё в паутине и грязи.Зато церковь Ильи Пророка служит, чтоб пустить пыль в глаз заезжим чинушам и иностранцам.Короче, не болела у человека душа об истории.Только бабки давай. А терпения нам надо набраться, чтобы пережить смуту, царящую в головах таких ставленных чинуш.

 

прохожий | 16.08.2012 в 20:40 | ответить0

Скорее набережная олигархов и воров!

 

Сергей | 16.08.2012 в 22:06 | ответить0

А что делать? Прежнее руководство хорошо погуляло с со своими хозяевами. Город как липку ободрали, еще и в долги залезли… Долго все это еще расхлебывать придется.

 

Гость | 17.08.2012 в 00:28 | ответить0

новый мэр, как слон в посудной лавке!!! думаю, он будет в ярославле максимум один срок, с момента выборов прошло полгода, а ничего еще не сделано, только скандал за скандалом

 

Гость | 17.08.2012 в 00:34 | ответить0

«А ты что сделал для музеев?» (призыв к комментаторам, лично).

 

YURI | 17.08.2012 в 12:45 | ответить0

Если такие учителя, как эта Мария Ивановна, учат наших детей, то это беда. Настоящая.

 

Гость | 18.08.2012 в 15:50 | ответить1

Они платят городу по 26 р с метра. Копейки. Пусть платят по 700, как все на набережной

 

Гость | 18.08.2012 в 18:26 | ответить0

Пусть бы лучше Урлашев баню на Свободе отобрал — вот где позорище! А тут люди реставрируют памятник и собираются там не бордель делать и не кабак, как большинство наших олигархов, а МУЗЕЙ! Но Урлашеву это не надо, ему надо превратить в центр в скопище кабаков и магазинов. Не я говорю — он сам сказал по телеканалу.

 

Гость | 18.08.2012 в 23:06 | ответить0

Волончунас оставил себе памятник на Свободе, зачем же Урлашову разрушать этот памятник (не примите всерьез). Незнаю даже чью сторону занимать, музей хорошее дело, при нормальных взаимоотношениях областных и городских властей выход бы нашли, но где же эти нормальные взаимоотношения? Я думаю что областная верхушка всеми силами старается нагадить городской власти, получается как в поговорке «Паны дерутся ...». Урлашов теперь незнает как выйти из положения, денег нет, обещано горожанам очень много, как быт ему? Вот и ищет он способы, что из всего этого выйдет непонятно. На мой взгляд немалая доля вины во всем этом лежит и на Ястребове, его неуклюжие поступки по подбору команды (до сих пор еще не набрал) ситуацию только осложнили. Думаю война продолжится, а дела пострадают. Придут выборы всех их надо отправить подальше от власти, но как избиратели отнесутся к этим «героям»?

 

Гость | 20.08.2012 в 11:20 | ответить0

Мечта о «набережной музеев» появилась давно, еще в 90-е годы. Узнав, что освобождаетя роддом и пр. больничные здания, надеялись, что кроме музеев переместить на набережную Худ. училище, расширить музейные площади… Но, увы! А теперь отбирают даже то, что уже готово не только на словах, но и в реальности. Печальные перспективы. И, главное, дело не в деньгах. Ведь можно найти спонсоров не только на укладку плитки и проведение праздников с салютами. Дело в пустой голове и отсутствие должного воспитания наших руководителей, которые, мечтая привлекать туристов, будут предлагать им рестораны, ювелирные магазины и прочие пошлые «развлечения».

 

Гость | 21.08.2012 в 11:51 | ответить0

Ежедневно видим по ТВ, что спонсоры Урлашова вкладывают деньги в ремонт дорог, это и понятно. Впереди октябрьские выборы, а на музее ни славы, ни пиара не заработаешь. Что касается скандалов и того, что областная власть гадит городской, интересно, а на что рассчитывали избиратели и сам Урлашов, шедший на выборы как оппозиционер, под лозунгом «Долой старую власть». Может надеялись, что после таких призывов, чиновники из старой власти падут на колени перед новым мэром и будут всячески ему помогать? Ну, да, уволенные и перешедшие из городской в областную власть, очень будут ему «помогать». Как говорится, все мы люди и обиженные чиновники в том числе. Более того, Волончунаса со страшной силой критиковали за распродажу муниципального имущества, ряда магазинов и рынков, особенно за роддом, за открытие кабаков и торговых сетей, за набранные долги. Что видим сегодня? Продают помещения художников и писателей, два кинотеатра, музей и далее по списку. Будут брать и в долг, иначе не выполнить предвыборные обещания.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Верим в великое будущее 150-летие отмены крепостного права в России торжест­венно отметили вчера в селе Вятском Некрасовского
  • Памяти писателяТворческая общественность Ярославской области и страны в целом понесла большую утрату: на семьдесят четвёртом
  • Хотели как лучше, а получилось... Сколько ни предупреждают людей о том, что нельзя заниматься самолечением, толку нет. А ведь последствия