пятница 17

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 24 августа 2012

Договор дороже денег. Или дешевле?

Мэрия расторгает договор об аренде дома, где создаётся музей 1612 года

Ещё памятны страсти, которые разыгрались в связи с намерением ярославских властей пополнить городской бюджет за счёт художников и писателей. И вот теперь новая идея – «прижать» музейщиков. Мэрия заявила о намерении расторгнуть договор об аренде дома номер 15 по Волжской набережной, где сейчас создаётся музей 1612 года. А здание выставить на торги. Об этом «Северному краю» сообщила автор проекта «Ярославль. 1612» известный ярославский музейщик Елена Анкудинова.

автор Татьяна ЕГОРОВА.    фотограф Фото Анны ЛУКИНОЙ.

 

– Ситуация, с которой мы столкнулись, нас просто потрясла! – не скрывает эмоций Елена Андреевна. – Договор, заключённый частным инвестором при прошлом руковод­стве мэрии, был по сути социальным заказом. Мы готовы были к 4 ноября сделать первую очередь экспозиции. И вот такой «сюрприз».

Один из самых симпатичных особнячков на Волжской набережной, памятник федерального значения, вошедший в историю города как Дом общества врачей, знаком каждому ярославцу (см. «Северный край» за 3 марта 2012 г. «Старый дом у вечной реки»). На слуху и имя арендатора – это предприниматель Олег Жаров, председатель группы компаний «Эколлайн», зарекомендовавшей себя рядом серьёзных проектов, в том числе организацией историко-культурного комплекса «Вятское», за что он сам, Елена Анкудинова и художник Николай Мухин удостоены недавно Государственной премии России.

Лауреаты были вправе рассчитывать как минимум на внимание к их очередному проекту. Но вместо этого получили то, что получили.

Предыстория такого, мягко говоря, пикантного поворота следующая:

– Здание принадлежало музею истории города. Это бюджетная организация, которой, к сожалению, справляться с таким домом оказалось не по силам. Дом постепенно приходил в упадок. И вот тогда мы обратились в мэрию прошлого состава с предложением по новому использованию здания – созданию в нём частного музея, что и было принято, – рассказывает Елена Анкудинова.

Состояние дома оказалось очень тяжёлым. Разморозилась система отопления, протекала крыша, промёрзли все углы. Поэтому первое, за что взялись новые хозяева, – противоаварийные работы, причём срочные. Ещё одну зиму старый дом мог просто не выдержать.

– Разобрались с отоплением, починили кровлю: «Меньше стройся, больше кройся» – закон для всех времён и народов. Вывезли огромное количество мусора, всё вычистили, – улыбается Елена Андреевна, вновь заражаясь энтузиазмом тех, самых первых дней. – И тут перед нами предстало совершеннейшее открытие: подклет XVII века потрясающей красоты и мощи. Никто даже из знатоков Ярославля его раньше не видел: три великолепных сводчатых помещения с высотой потолков больше четырёх метров!

Концепция музея родилась мгновенно. Здесь должен быть музей, который прославил бы Ярославль и его роль в событиях 1612 года – ключевых в истории России. Как известно, роль его была огромна – и организационная, и экономическая, и политическая. Ярославль в то время стал оплотом российской государственности, выполнял ряд столичных функций. Здесь прирастало народное ополчение, которое двинулось на освобождение Москвы от иноземных захватчиков, и тем самым вписаны страницы воинской славы Ярославля.

Мощные своды подклета, свидетели тех времён, по сути – главный экспонат будущего музея. Причём подлинный. Кто бы мог подумать, что такая жемчужина скрывается под не раз перестроенным фасадом!

Начались контакты с Государственным историческим музеем и специалистами по этой эпохе. Тульские мастера взялись изготовить оружие тех времён, костромичи – воспроизвести одежду, питерцы – поставить электронное оборудование, обеспечивающее разного рода спецэффекты.

Впрочем, и весь дом, как оказалось, будто специально предназначен для музея. После того как были убраны наверху поздние больничные перегородки, глазам открылись просторные выставочные помещения.

– В Вятском мы делаем выставки из собраний ярославских коллекционеров. Они пользуются большим интересом посетителей, а коллекционеры, всё новые и новые, так и рвутся себя показать. Среди них есть люди с весьма серьёзными собраниями. Стоило только заикнуться, что мы собираемся делать выставки в Ярославле в этом доме, у нас сразу выстроилась очередь, – Елена Андреевна явно готова поведать ещё что-то интересное.

– Вы имеете в виду коллекции, тоже как-то связанные с историей?

– А вы думаете, таких не найдётся? Не зря сказано: в Ярославле что ни шаг, то история. Во время июльских событий 1918 года был нанесён огромный урон городу: разрушено множество зданий, храмов, тысячи людей лишились крова и своего имущества. В государственном архиве Ярославской области хранится некая тетрадка Иллариона Александровича Тихомирова, нашего замечательного историка, учёного, краеведа. В этой тетрадке – перечень утрат в области культуры, понесённых Ярославлем в результате этих событий. В числе прочего там перечислены все погибшие частные коллекции.

– Коллекции? Никогда не слышала.

– Пастуховская коллекция фарфора, коллекции старинной мебели, старинных костюмов, старинных гравюр, принадлежавшие другим именитым гражданам. К гравюрам из собрания Оловянишниковых каталог был сделан на языках их происхождения. На самом деле культурное богатство Ярославля значительно сильнее, чем принято считать. О многом мы не знаем или только начинаем узнавать. Что сохранилось? Нынешние собиратели готовы представить свои частные коллекции публике, разве это не замечательно?

– Вашим планам особенно на фоне последних событий можно только позавидовать.

– Я давно ношусь с идеей Набережной музеев в Ярославле. У нас удивительный город. Пройдитесь по Волжской набережной – тут наши храмы, художественный музей с Губернаторским садом, Митрополичьи палаты, музей часов Джона Мостославского. Мы готовы вписаться в это единое музейное пространство. Ведь есть же Набережная музеев во Франкфурте-на-Майне, почему она не может появиться в Ярославле?

– А как всё-таки выглядело уведомление мэрии о том, что договор об аренде дома на набережной будет расторгнут? Он ведь заключался, если не ошибаюсь, на тридцать лет?

– Как только руководство города сменилось, Олег Алексеевич Жаров как глава правления группы солидных компаний отправился знакомиться с новым руководством. В первую очередь представился мэру. Тот его принял, пообещал содействие в делах – на том и расстались. Через две недели после визита раздался звонок из КУМИ мэрии. Нас уведомили, что договор аренды будет разрываться, а дом на набережной выставят на торги.

– А не может быть так, что одно с другим разошлось? Разговор с мэром – это одно, а намерение КУМИ было принято вне зависимости от него?

– Ну знаете... Если руки делают, а голова не знает, что они делают – это уж совсем... Я лично такой вариант исключаю. Это же ясно: состоялся разговор, мы ждём результата – и вот он, результат.

– Итак, Елена Андреевна, как выглядит ситуация с музеем «Ярославль. 1612» на сегодня? Сделаны противоаварийные работы, есть концепция музея. Что-нибудь ещё?

– Мы сделали проект реставрации здания. Он прошёл государственную экспертизу – подчёркиваю, стороннюю экспертизу с участием трёх независимых экспертов – из Москвы, Костромы и Ярославля, поскольку, напомню, это памятник федерального значения. Наконец получили разрешение на производство работ. Всё это стоит не три копейки, смею вас заверить. Это очень серьёзные вложения. Причём сделанные очень быстро – насколько я знаю, ни один музей не смог бы сделать это так быстро, как сделали мы.

– Я уточняю: проект, заключение экспертизы, разрешение на производство работ – и всё это уже в наличии?

– Конечно! И мы готовы работать. Уже даже заключили соглашение с одной из ярославских реставрационных организаций.

– Так что же теперь? После того злополучного звонка из КУМИ?

– Мы решили, что будем бороться за это здание. В последнее время под нож мэрии попадают то художники, то писатели, теперь вот музейщики. Удар наносится по самому незащищённому звену – культуре. А в нашем случае одновременно по малому бизнесу. Тому самому, к поддер­жке которого призывает руководство страны, а мы в нём работаем. Хотя вообще-то речь о другом. Есть вещи в жизни, которые нельзя трогать при любой экономической ситуации: школы, больницы, учреждения культуры. Что будет, если ни лечить, ни учить будет некому? Если вырастет поколение, не знающее свою культуру и равнодушное к истории своих предков?

Культура – это суть, соль для любого руководства. Мы доказали, что умеем работать. Проект в Вятском становится самовоспроизводящим. Мы не просим денег. Олег Алексеевич готов сам их вкладывать и уже вкладывает. Все говорят, что туризм может приносить доход городу, нашлись бы инвесторы. Так вот он, инвестор. Только не мешайте.

– На недавней пресс-конференции мэр говорил о намерении повысить арендную плату. О том, что для многих арендаторов она благодаря прежнему руководству города чисто символическая. Возможно, та аренда, которую вы платите сейчас, тоже не устраивает нынешнюю мэрию и полученный вами ультиматум объясняется именно этим?

– Предусмотренная договором арендная плата отнюдь не копеечная. Тем не менее она оговаривалась только на период восстановления здания. Учитывалось, что в ходе этих работ нами будет вложено 36 млн. рублей. Как только приёмная комиссия зафиксирует, что работы окончены, мы начнём платить полноценную арендную плату. Всё это прописано в договоре аренды, и это нормальная логика.

Когда находятся люди, готовые привести в порядок историческое здание, полагается дать им на это время. Когда овечка ещё голенькая, зачем её стричь? К сожалению, у нас в городе не поддерживают тех, кто хотел и мог бы действительно спасти то или иное здание. Мы видим проданные дома, новые хозяева которых ничего с ними не делают, и эти дома годами стоят как гнилые зубы.

– Но вы ведь недавно стали лауреатами Государственной премии. Один этот факт мог бы дать вам дополнительный шанс... 12 июня в Кремле эти награды вам, всем троим участникам нового проекта, вручил лично Президент Владимир Путин.

– Что вы, какой шанс! Мэрия даже не поздравила нас, граждан своего города. Никак. Ни письменно, ни устно. Хотя нам звонили отовсюду. Лично я ответила почти на триста звонков со всей России. И мои коллеги тоже. А ведь Государственная премия – это большая честь не только для человека – для всего города. Мне очень жаль людей, которые этого не понимают.

– Так как же вы всё-таки намерены бороться за это здание?

– Расторгнуть договор аренды с нами мэрия по закону не сможет – мы в этом убеждены. Всё было оформлено правильно, прозрачно. Мы начали с проекта, экспертизы, разрешения – тут тоже не к чему придраться. Мы очень динамично работаем – я как музейщик прошла в своё время все ступеньки и знаю, что говорю. Как автору проекта мне тоже нечего стыдиться. Договор смогут расторгнуть по суду, а это дело долгое.

И вообще найти нового владельца на такое здание весьма проблематично. Он сможет получить его только с двумя обременениями: с нашей арендой на тридцать лет и со статусом этого дома как памятника федерального значения, который свяжет его по рукам и ногам.

Так что мы будем отстаивать свой дом. Наше дело правое!

От редакции. В связи с перерывом в издании газеты этот материал 16 августа был размещён на сайте «Северного края» и вызвал оживлённую дискуссию и отклики в других СМИ, а также комментарии официальных лиц. Тему продолжил лауреат Госпремии РФ Олег Жаров – его статья размещена на сайте sevkray.ru 21 августа под заголовком «Смута в головах».

Читайте также
  • 06.09.2012 Великая смута в головах В «Северном крае» за 24 августа с. г. было опубликовано интервью Елены Анкудиновой «Договор дороже денег. Или дешевле?». Ещё раньше
  • 21.08.2012 Великая смута в головахОТ РЕДАКЦИИ: 16 августа на сайте газеты «Северный край» было размещено интервью Елены Андреевны Анкудиновой, которое она дала корреспонденту
  • 16.08.2012 Договор дороже денег. Или дешевле?Ещё памятны страсти, которые разыгрались в связи с намерением ярославских властей пополнить городской бюджет за счёт художников и писателей. И вот теперь
  • 31.07.2012 Обещаний было много. Работы теперь тоже Если выделить главное из всего сказанного Евгением Урлашовым в минувший четверг на пресс-конференции, посвящённой итогам первых ста дней его работы на
  • 04.05.2012 Чиновников ожидает великий переезд?Часть департаментов и управлений Ярославской мэрии вполне могут переехать из центра города в другие районы. Речь об этом шла на заседании муниципалитета.
  • 19.11.2010 Бэби-бум с двойным дномОрганизованный решениями «сверху» демографический взрыв может закончиться как все взрывы: бах – и дым ветром отнесло. В сторону детс
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают