В половине десятого утра у входа на Леонтьевское кладбище начали собираться десантники. Одеты, как и положено в этот день: камуфляж, голубой берет, тельник. В руках у многих – гвоздики, скорбь в глазах – у всех.
– Я каждый год прихожу на Леонтьевское кладбище, чтобы вспомнить погибших в Афганистане. Много молодых ребят там легло, – с печалью говорит Алексей Александров.
Перед возложением венков состоялся небольшой траурный митинг.
– Воины-десантники прошли славный боевой путь – Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня и другие горячие точки. Сегодня мы вспоминаем всех тех, кто погиб, защищая нашу Родину, – такими словами открыл митинг председатель правления Ярославского регионального отделения «Союз десантников» Анатолий Каширин.
После возложения венков десантники отправились на аэродром в Карачиху. Там все желающие могли прыгнуть с парашютом.
– Такая у нас традиция. Вот в предыдущие два года следовать ей не получилось: в 2010-м помешал дым от горевших торфяников, в 2011-м – сильный ветер, – говорит, разглаживая тонкие элегантные усы, Александр Роман.
И дед, и отец Александра тоже были десантниками. Дед погиб в 41-м под Киевом. Отец проходил службу в Чехословакии и Анголе. Сам Александр после окончания военного училища попал в Афганистан.
– Нет, не страшно было. Испугался за свою жизнь в самом конце войны, когда советские войска уже выводили из Афганистана. По дороге из Кабула нашу колонну обстреляли моджахеды. Цистерны с бензином рванули. Раненых вытаскивали на себе, – рассказывает ветеран ВДВ.
Александр в числе тех, кто решил прыгнуть с парашютом. Вообще желающих было немало – около тридцати человек. Перед тем, как сесть в самолёт, нужно пройти медицинский осмотр и инструктаж.
– Считается, что у всех парашютистов есть два профессиональных заболевания: остеохондроз развивается от частых ударов при приземлении, гипертония – от перепадов давления, – делится опытом мой собеседник у кабинета врача.
На аэродроме Александр знакомит со своим другом Сергеем Кузяевым. Он тоже прошёл Афган.
– Я – артиллерист. После учебки попал в Джелалабад. В задачи нашей бригады входило блокирование караванов с контрабандой, артиллерийская подготовка наступления, защита мирного населения, – начинает рассказ Сергей.
Пока говорим с Сергеем, первая группа парашютистов готова сесть в самолёт. Перед прыжками – обязательное благословление отца Иоанна Зайцева. Сергей знает его давно.
– Он тоже в Афганистане служил, – отвечает на мой вопрос Кузяев.
На груди у Сергея – несколько медалей. Одна из них – «За отвагу». Получил он её за уничтожение каравана с оружием. Такие операции бригада артиллеристов выполняла часто, но та, у дороги Джелалабад – Кабул, запомнилась Кузяеву навсегда.
Для выполнения поставленной задачи группа артиллеристов заняла позицию неподалёку от места, где должен был пройти караван. Бойцы расположились в одном из заброшенных дувалов. У Сергея была рация для связи с блокпостом и автомат.
– Сидим, ждём караван – и вдруг к нам забегают дети. Постояли, посмотрели на нас – и выбежали. Командир сразу приказал покинуть дувал, – рассказывает Кузяев.
Неподалёку их уже ждала засада. Человек пятьдесят моджахедов, как только увидели советских солдат, открыли шквальный огонь. Бесчисленное количество пуль вспарывало воздух и врезалось в глиняные стены.
Выбравшись из дувала, Сергею удалось выйти на связь с блокпостом и сообщить о нападении. По моджахедам нанесла удары артиллерия. Если бы Сергей не вышел на связь с блокпостом, солдаты бы погибли.
Рассказав об этом случае, Сергей, надев парашют, поспешил в самолёт. В этот день он, как и его друг Александр, прыгал.
После прыжков десантники показали всем пришедшим в Карачиху, как они ломают кирпичи, раскалывают банки с водой и владеют приёмами рукопашного боя. В конце праздника были ещё праздничный обед и концерт.