Охарактере Ксении Сергеевны говорила и её манера держаться, и говорить. Личное общение вывод только подтвердило. Впрочем, это и неудивительно: майор полиции Джагарян работает участковым уполномоченным УМВД России по городу Рыбинску, отвечая за микрорайон «Дружба». При такой должности характер иметь просто необходимо – съедят «подопечные».
Самостоятельным взглядом на жизнь Ксения отличалась с детства. Отец – милиционер, вышел в отставку в звании подполковника с должности начальника криминальной милиции Любима. Мать – учительница. Хотя девочка и родилась в Рыбинске, вскоре после её рождения семья выехала в Любим к новому месту службы Сергея Джагаряна. Там и прошло её детство.
– Очень часто получается, что люди, занимающиеся воспитанием людей, не имеют возможности уделять достаточно внимания своим детям, – вспоминает Ксения Сергеевна. – Отец всё время пропадал на работе, мама тоже до вечера занималась с учениками в школе. В итоге я росла, можно сказать, в «свободе». А улица характер закаляет.
– В «трудных подростках» ходили? – уточняю я.
– Не в «трудных», но проблемы доставляла, – улыбается она. – И профессию выбрала сама поступила в Смоленский юридический институт МВД на следователя.
Тогда вновь проявился характер Ксении: поучившись на очном отделении, она перевелась на «заочку» – не любит «бумажные» занятия, предпочитая живое общение с людьми. Тем не менее с бумагами ей пришлось позаниматься: вернувшись в Любим, девушка стала работать следователем в местном отделе внутренних дел. Через несколько лет её семья вернулась в Рыбинск, в городское управление перевелась и Ксения Джагарян.
В Рыбинске она заняла должность... участкового уполномоченного.
– Вакансий не было? – спрашиваю её.
– Были! – отвечает майор полиции с 14-летним стажем работы, из которых восемь – как раз «на земле», в участковых. – Сама попросилась.
– И как?
– Нравится! Никуда пока не собираюсь.
Впрочем, кроме романтики участковых будней, она назвала и вполне практические соображения: участковых первых обеспечивают служебными квартирами, у них лучшая перспектива роста.
«Полицейский вестник» уже рассказывал, что сейчас в Ярославской области всех выпускников вузов МВД, приходящих на службу, первым делом определяют участковыми уполномоченными. Считается, что на этой работе человек лучше всего узнаёт трудный хлеб полицейского, приобретёт незаменимый опыт. Кстати, на руководящие должности назначают как раз людей, имеющих опыт «низовой работы».
– Ксения Сергеевна, – спрашиваю её, – вы имеете образование и опыт работы следователем. Это помогает?
– Считаю, что это как раз является ключевым моментом в раскрытии преступлений. Я с ходу могу определить, есть ли состав преступления в том или ином деянии, а если есть – то какой. Знаю порядок действий: что в какой последовательности нужно делать, чтобы добиться нужного результата в раскрытии и чтобы потом уголовное дело не рассыпалось в суде из-за слабого доказательного материала или вообще не было возбуждено по тем или иным основаниям.
Знаю, что подсказать обратившемуся ко мне за помощью человеку: к кому из специалистов направить, как правильно составить заявление или другой документ, чтобы человека не отправили восвояси. Люди видят, что от такой поддержки есть результат, и сами всегда мне помогают, чем могут.
На мой взгляд, участковым необходима юридическая грамотность, умение чувствовать себя в правовом поле как рыба в воде, – продолжает она.
В 2011 году майором полиции Ксенией Джагарян раскрыто 14 преступлений и составлено 36 протоколов об административных правонарушениях. Этот показатель превышает среднестатистический по области.
На мой вопрос, что ещё нужно современным участковым, майор полиции Джагарян ответила:
– Необходимо владеть грамотной русской речью, уметь формулировать свои мысли в доступной форме, чтобы объяснить человеку, чем мы можем ему помочь, или почему – нет.
Я спросил Ксению, как такая работа накладывает отпечаток на женщину. Она ответила, не скрывая горечи, что главный недостаток в её деле – это полная самоотдача. На работе приходится проводить всё время. На личную жизнь его практически не остаётся. А будут дети? Ксения хотела бы уделять им больше внимания, чем это было с ней. Но... Планы на будущее у неё всё равно связаны с этой должностью.
– Каково женщине работать участковой? – спросил я.
– Честно? Это стопроцентная мужская профессия. Женщинам здесь не место, – ответила Ксения. – Ну, ладно я вот такая выросла...
– А как же женственность?
– О ней я вспоминаю дома и в отпуске, – рассмеялась она.
– Так что же вам даёт эта работа в личном плане?
– Расширяю кругозор!
– Кругозор? Но вам по долгу службы приходится общаться со всевозможными пьяницами, хулиганами и прочими нарушителями общественного порядка!
– Мы общаемся не только с ними, – улыбнулась Ксения. – К нам же обращаются за помощью и добропорядочные граждане, которые, к сожалению, иногда оказываются в роли потерпевших.
Или проверка оружия у охотников... Я проверяю у них содержание оружия и наличие документов на него. И при этом тоже общаюсь с этими людьми. Среди них много очень интересных собеседников!..