Те, кому в 1990-м было уже за тридцать, прекрасно помнят Николая Фёдорова как блестящего полемиста: его звезда на политическом небосклоне засияла очень рано. Ему, «мальчику из глухого чувашского села» (так он, слегка кокетничая, сегодня называет себя сам), выпускнику юрфка Казанского университета, посчастливилось работать ещё в Верховном Совете СССР. В 1990-м он стал самым молодым министром юстиции в истории России («Я не виноват, так получилось»). С декабря 1993 года четыре срока работал президентом Чувашии. И всегда старался быть ближе к народу: охотно участвовал в телевизионных ток-шоу, после отставки с поста министра работал журналистом в «Общей газете» у Егора Яковлева. Уже будучи президентом республики, ходил в парике на рынок, лично участвовал в тушении пожаров. На просторах Интернета и сейчас можно найти ролики с Фёдоровым, «зажигающим» дискотечные танцы на открытии того или иного официального мероприятия.
Фёдоров всегда независимо держался с сильными мира сего: конфликтовал с министрами и депутатами, открыто перечил сначала Ельцину, а потом и Путину. В частности, публично критиковал отмену выборов губернаторов и депутатов Госдумы по одномандатным округам.
После ухода с поста президента Чувашии Фёдоров стал членом Совета Федерации, возглавив в нём комитет по конституционному законодательству. В мае прошлого года премьер и лидер «Единой России» Владимир Путин предложил харизматичному Фёдорову возглавить Институт социально-экономических и политических исследований. Главная задача института – создать программу Общероссийского народного фронта (ОНФ), с которой фронт и «Единая Россия» пойдут на выборы в парламент страны, а затем главный кандидат – на президентские выборы.
Ярославские студенты собирались на встречу с московским гостем как на лекцию: за 10 минут до её начала конференц-зал МУБиНТа был полупуст. Студентка 4-го курса института лингвистики и массовых коммуникаций Наталья объяснила, что её однокурсники должны по итогам встречи оценить выступления спикеров, а ей лично предстоит ещё всю ночь писать курсовую по спичрайтингу.
Внезапно зал заполнился народом, и мгновение спустя вошёл Фёдоров:
– Сохраняя традицию, поздравляю вас с Новым годом и Рождеством Христовым, – сказал он. – Желаю счастья в личной и семейной жизни. Хотя я, как человек семейный, не понимаю, что имеется в виду под «личной и семейной» жизнью.
Чтобы «расслабить» аудиторию, Николай Васильевич сразу предупредил:
– Не очень интересно, чем вы довольны. Важно, чем недовольны. Потому я нуждаюсь в аргументации, чтобы в прямом общении с заказчиком (руководством страны) донести ваши предложения. Это не значит, что мы со всем согласимся!
Как выяснилось позднее, не только студенты побаивались московского политика, но и он сам поначалу держал ухо востро. Оказывается, его предупреждали, что ярославцы – сложный народ. Памятуя об итогах голосования Ярославской области в Госдуму, Фёдоров опасался встретить агрессивную аудиторию. А что такое «злая публика», ему известно из личного опыта: будучи спецпредставителем Совета Европы на Кавказе, он мирил этнические группы в Карачаево-Черкесии. Тогда Фёдорову приходилось читать митингующей толпе суры из Корана, материться на чувашском и почти проваливаться в небытие, когда его автомобиль качали на руках крепкие, спортивные кавказцы.
В Ярославле Николаю Фёдорову повезло на общественность. Студенческая молодёжь оказалась на редкость безобидной, не задав практически ни единого вопроса, который бы федеральное правительство не поставило перед собой само и ответ на который Николай Фёдоров не нашёл бы в разработанной под его руководством программе ОНФ.
Вот рабочий ЯМЗ Алексей пожаловался, что не может получить высшее образование, так как его заработка – 25 тысяч рублей в месяц – недостаточно для оплаты обучения.
В ответ Николай Васильевич напомнил, что сейчас бесплатное обучение не проблема, так как количество бюджетных мест в вузах практически равно числу выпускников школ. В программе ОНФ предлагается восстановить советскую систему заказа подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. А пока Алексею, если ему не удаётся поступить на бюджетное место, предложили поискать другие варианты, например, воспользоваться банковским кредитом на обучение.
Студентка ЯрГУ Алёна спросила, будут ли строиться общежития, так как снимать квартиру студентам дорого. В ответ Николай Фёдоров легко процитировал свой документ: «Предлагаем восстановить сокращённую в кризис программу строительства общежитий; восстановить систему оснащения вузов оборудованием».
Выпускник школы молодёжной политики Дмитрий задал «свеженький» вопрос про детские сады. Отвечено: предлагается в течение трёх лет решить проблему дефицита мест в детских садах, выделив из федерального бюджета 9 млрд. рублей. Средства будут распределены между субъектами Федерации, представившими региональные программы по соответствующей проблематике. У Ярославской области такая программа есть, о чём уже было заявлено неоднократно.
Преподаватель МУБиНТа Анна спросила, будут ли разработаны новые методики по борьбе с коррупцией. Отвечено: «Обязуемся взять под особую систему общественного контроля сферы, представляющие особую коррупциногенную угрозу: ЖКХ, дорожное строительство, государственные закупки, правоохранительную деятельность».
Были, правда, вопросы, не имеющие ответа. Студент
МУБиНТа Егор попросил Николая Фёдорова дать оценку действующему мэру Ярославля.
– Уверенно отвечу на этот вопрос, когда поживу в Ярославле. А пока, я думаю, вы сами разберётесь со своим мэром, – сказал Фёдоров.
При этом политик обмолвился, что такую власть, как на родине его жены – в Костроме, «надо выносить из руководящих кресел».
Ещё один выпускник школы молодёжной политики Константин спросил, будут ли в дальнейшем поддерживаться отечественные производства или будут привлекаться иностранные инвестиции и строиться иностранные предприятия, как это сейчас происходит в Ярославской области на примере фармкластера.
– Неконкурентные производства будут испытывать перегрузки, и многие из них погибнут, – ответил Фёдоров.
Было ясно, что любящему острые дискуссии политику становится скучно. Но тут неожиданно последовал «заводной» вопрос: есть ли у партии власти и её кандидата в президенты общенациональная идея, способная сплотить вокруг себя нацию? Ответ был также неожиданным:
– Я считаю, что об общенациональной идее говорить не нужно. Но я нашёл формулу успеха. Во-первых, добротные знания современной науки и прошлого. Во-вторых, вдохновенный труд. Каждый должен поставить себе задачу стать лучшим. К примеру, лучшим дворником Ярославской области, а потом – лучшим дворником РФ. В-третьих, деятельная любовь к Родине. Каждый вокруг себя должен, например, чистить мусор. И все вместе должны это делать, так как русский народ исторически привык жить и трудиться в коммунах.
Словом, общенациональную идею институт под руководством Николая Фёдорова не сформулировал пока. Между тем общенациональная идея – именно тот пункт, на котором «ломают зубы» все партии. Потому что в России, похоже, все реформы по отношению к ней – второстепенны.
Гость | 13.01.2012 в 20:26 | ответить0
А национальная идея — вообще сложный вопрос, а по отношению к реформам — особенно сложный.
Второй вопрос — идут ли именно реформы, или «просто» строится государство на развалинах СССР.
Третий вопрос — можно ли в принципе «формировать» национальную идею, или она сама формируется из жизни нации.
Гость | 13.01.2012 в 20:31 | ответить0
Ну ничего не скажешь, крутой мужчина и, по-моему, вовсе не кукла деревянная.