На центральную просеку, чуть ли не под окна поселковой администрации, КамАЗы один за другим свозят куски старого асфальта. Нашлись и «авторы» этих завалов. Водитель одного из КамАЗов, раздосадованный фотосъёмкой, вылезает из кабины и подаёт мобильник с набранным номером, видимо, арендатора машин. Именуют его просто: Паша из Куксёнок. Фамилии не знают. Паша тоже разозлён и сообщает: лесная дорога принадлежит ему и он делает тут, что хочет… Разговор окончен. Водитель хмыкнул:
– Всё, решили вопрос?
И выгрузил из самосвала очередную гору ломаного асфальта.
Казалось бы, если Паше принадлежит лесная дорога, то флаг ему в руки: закатывай строительный мусор в дорогу – планируй бульдозером! Но, как мы увидели, куски асфальта хоронят в ямах, которые раскапывают рядом, в лесу! Обочины некогда красивой лесной просеки изуродованы огромными ямами. В процессе таких раскопок бульдозеры подрубают корни берёз.
По поводу этих рукотворных гор состоялся небольшой разговор с чиновником областного департамента охраны окружающей среды Владимиром Овчинниковым, председателем комитета экологического надзора. Владимир Иванович высказал мнение:
– Если это строительство дороги – почему бы и нет? Если свалка – то действительно нельзя.
Вообще-то старый асфальт, невесть откуда привезённый, – источник загрязнения. Тут и остатки горючего, и прочая нечисть вплоть до радиации. А здесь, в лесу, местные жители собирают ягоды, грибы. Тут гуляют мамаши с колясками, играют дети.
К слову, всё это происходит около несанкционированной свалки в замечательном – если не глядеть под ноги, на мусор, – березняке… Тут свалены вперемешку куски стены и линолеума, старые дверные косяки, унитазы и прочий строительный мусор в зелёных мешках.
Откуда он тут? Можно только предполагать: в посёлке есть организация, где как раз идёт капремонт, свалены такие же мешки… К слову, рядом три контейнерные площадки с бункерами под строительный мусор.
Просто диву даёшься – зачем везти отходы в лес? Наивный вопрос, заметил автору этих строк специалист-коммунальщик. Идёт капремонт, строители заключают договор или делают заявку на вывоз мусора, причём стоимость всегда включается в смету! А это по 2,5 тысячи рублей за один бункер. Вывез четыре в лес – десятку в карман.
А про вывоз старого асфальта вообще говорят: это золотое дно! У дорожных строителей суммы в сметах помасштабнее будут. Кстати, асфальт в боры у Лесной Поляны вывозят с прошлого года – со времени строительства Тутаевской дорожной развязки. Может, это простое совпадение? Во всяком случае надеемся с этим разобраться с помощью природоохранной прокуратуры – есть фото, где чётко видны номера грузовиков на бортах и название автотранспортного предприятия. Хотя его руководитель отнекивался в телефонном разговоре с нами.
Как известно, ответственность и неприятная необходимость ликвидировать несанкционированную свалку лежат на органах местного самоуправления, на чьей территории обнаруживается таковая. Естественно, для начала захотелось выяснить: а чей это лес? И чья это дорога?
И вот тут начинается интересная история. Один из старейших работников, заместитель директора Ярославского лесничества Александр Андросов категорически заявляет: в 2005 году, после принятия Лесного кодекса, Тверицкий, Смоленский и Леснополянский леса передали мэрии Ярославля. Точнее – КУМИ. А оттуда леса передали в оперативное управление муниципальному предприятию «Горзеленхозстрой». Заместитель директора этого предприятия Татьяна Кокорина удивилась: у них в титуле, то есть в списке территорий, за которые они отвечают, леснополянские боры не значатся! И в управлении земельных ресурсов мэрии Ярославля землеустроитель Заволжского района тоже не нашла на своей карте границ такого леса. Но посоветовала сделать им запрос – может, найдётся?
А в нашем лесу ещё одна беда. Но начнём с хорошего: когда-то, после войны, в конце 40-х – начале 50-х годов, добрые люди посадили на огромном пустыре сосны и берёзы. Спасибо им! Но прошло много лет, а никто за лесом не ухаживает. Он болеет, сохнет… Это, впрочем, отдельная тема. Зато некоторые жители выросшего на границе леса посёлка не прочь поживиться дарами природы. Рубят сосны на баньки, беседки и заборы для дач… Причём взрослые сосны лесным браконьерам не по зубам – так рубят молодые деревья, причём у дорог, чтобы легче отвозить на дачу или к гаражу. А то рубят прямо в двух шагах от собственного гаража.
И видно, раз нет хозяина у леса, никому нет дела и до порубок. Вот и в минувшую субботу сразу четыре молодые сосны были срублены прямо на центральной просеке. Жаль, ведь молодняк – это будущее леса…
На одном из брифингов с начальником управления МВД РФ по Ярославской области Николаем Трифоновым задаю вопрос: будет ли после аттестации работать экологическая или санитарная полиция? Нет, сообщил Николай Иванович, такая полиция не предусмотрена, поскольку соответствующие статьи в законе позволяют полиции контролировать ситуацию в этой сфере. Да так ли это? В нашей практике было: приехал участковый, осмотрел сосновый брус у чьего-то гаража – и с концами. Ответ прислали лишь после того, как мы пожаловались генерал-майору полиции Николаю Трифонову во время его посещения редакции «Северного края». Ответ гласил: нет события преступления… Разве станет участковый отыскивать владельца гаража, интересоваться: откуда у его ворот брус?
Сейчас, перед Новым годом, в областном департаменте лесного хозяйства даны поручения: усилить охрану хвойных деревьев. Сотрудники лесничеств и полиции разработают графики и маршруты обхода лесных участков. Очень бы хотелось, чтобы и в Лесной Поляне хоть иногда заботились о нашем боре. Но кто? Похоже, наш лес – сирота сиротой.