Впринципе права и сейчас достаточно гарантированы Жилищным кодексом, законом о защите прав потребителей, правилами и нормативами предоставления ЖКУ. И в этом смысле интересно рассмотреть нарушения в деятельности управляющих компаний, пресечённые прокуратурой, судом, антимонопольной службой.
Чаще всего конфликты между собственниками жилья и УК (управляющей компанией) возникают из-за ненадлежащего качества услуг, отсутствия информации о них, непрозрачности затрат на содержание дома.
На балкон не выходите!
Такой совет дал вдове инвалида Великой Отечественной войны Лидии Богдановой ещё Константин Мельников – руководитель вначале ДЕЗа, потом Управдома Кировского района. Дело в том, что плиты балконов в пятиэтажном доме № 63 по улице Володарского крошатся и осыпаются целыми кусками на головы жильцов из нижерасположенных квартир. В УК женщине твердят: нужен, дескать, капремонт общего имущества, а на это требуется решение общего собрания собственников жилья. Любопытно, что в других похожих случаях «управленцы» отговариваются по-иному: балкон ваш, вы его и ремонтируйте!
А вот гражданин, которому меняли стояк в ванной, обратился с иском в адрес управляющей организации ООО «Ремонтно-эксплуатационное управление». Полотенцесушитель и необходимые материалы велели купить за свой счёт. Гражданин так и сделал. Но потом истребовал через суд с ООО «РЭУ» стоимость прибора – 3777 рублей. Кроме того, ему был компенсирован и моральный вред. Суд исходил из того, что полотенцесушитель – часть общего имущества многоквартирного дома, то есть системы отопления, состоящей из стояков, обогревательных элементов и другого оборудования на этих сетях. В п. 19 приложения 1 к договору на управление, содержание и ремонт общего имущества, заключённому собственником жилья и УК, в перечень такого имущества входит и «иное оборудование, находящееся внутри помещений и обслуживающее более одного помещения». И по правилам содержания общего имущества (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г.
№ 491) оно включает в себя внутридомовую систему отопления, состоящую из стояков, обогревательных элементов и другого оборудования на этих сетях.
А ситуацией с балконом Лидии Богдановой теперь заинтересовалась прокуратура Кировского района, пообещав ветерану помощь.
Где деньги, Зин?
Кстати, дом, где живёт Богданова, давно не видел ремонта. В подъезде – облупленные стены, в углах – обмотанные изолентой концы электропроводов. Потолки грязные. Разруха. А куда идёт квартплата? Не на издание ли собственного информационного бюллетеня?
Недавно управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) РФ по Ярославской области наказало Кировский управдом на 100 тысяч рублей за недобросовестную конкуренцию: в издаваемом управляющей организацией бюллетене приводились порочащие сведения в адрес управляющей организации «Альфа Групп». Конкурентам приписывались растрата бюджетных средств, выделенных на капремонт жилья, и рейдерство. Заказ в типографии сделан на 20 тысяч экземпляров! Недёшево – лучше бы отремонтировали балкон…
Кстати, об информационной работе среди населения. Кировский управдом, пороча других, почему-то вовсе не с ходу делится сведениями о своей деятельности. Не так давно при подготовке публикации о протекающей кровле на доме по улице Свободы, 75, мы столкнулись с тем, что невозможно ознакомиться с текстом договора компании с собственниками жилья. Владелице квартиры в компании посоветовали написать заявление с просьбой о выдаче этого договора, а потом ждать, что решит директор.
А вот в Рыбинске жители дома № 11 по проспекту Мира, № 6 и 10 по проспекту Революции, № 17а на Набережной космонавтов и № 2 на бульваре 200 лет Рыбинска добились от УК ООО «Запад» и ООО «Волжский» нужной информации только благодаря городской прокуратуре. Проверка выявила: у жильцов нет информации об услугах ЖКХ! А это целый букет нарушений: п. 1 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», пп. «п» п. 49 правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.06 г.). В отношении директоров УК возбуждено дело об административном правонарушении – ч. 1 ст. 145 КоАП РФ – выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации.
Так называемые услуги...
Качество оказанных услуг по содержанию дома зачастую невысокое. Выполняются они без соблюдения требуемых сроков, не в полном объёме. Тутаевская межрайонная прокуратура по жалобе жителей дома № 69 по улице Комсомольской в Тутаеве посетила подвал здания и изучила там состояние канализации. При этом выявила нарушения пп. 4.1.3 правил содержания общего имущества, а также пп. 4.1.5 правил и норм технической эксплуатации жилого фонда (постановление Госстроя РФ № 170 от 27.09. 2003 г.). В отношении директора УК в марте внесено представление, материалы направлены в Госжилинспекцию Ярославской области.
Качество уборки в одном из домов Ярославля проверила прокуратура Фрунзенского района после обращения жильцов. Оказалось, это должна была делать подрядная организация по договору с УК. Деньги ей перечислялись в полном объёме. Однако уборка и санитарно-гигиеническая очистка лестниц и мусоропровода не производились. Материалы направлены в Госжилинспекцию и управление Роспотребнадзора по Ярославской области. Директору УК внесено представление о недопустимости нарушений впредь.
А жители дома по проспекту Толбухина в Ярославле решили искать правду в суде. Суд удовлетворил иск: обязал Кировский управдом произвести текущий ремонт в их подъезде. То есть оштукатурить и побелить стены, потолок, козырёк. А также восстановить плитки пола, отремонтировать перила и наладить уборку в соответствии с правилами. К тому же УК должна оплатить моральный вред – по пять тысяч рублей каждому истцу.
По многочисленным жалобам жителей ряда многоквартирных домов Ленинского района в Ярославле сотрудники районной прокуратуры провели недавно проверку совместно с работниками жилинспекции. И обнаружили следы протечек кровли, негерметичность канализационных лежаков в теплоузлах, неудовлетворительное состояние подъездов. Всё свидетельствовало о ненадлежащем отношении работников УК к своим должностным обязанностям. Директору Ленинского управдома внесено представление об устранении нарушений и привлечении виновных к ответственности.
Вот приедет барин!
Закончилась эпоха ДЕЗов – когда власти участвовали в управлении жилым фондом. Началась жилищная реформа, которая подразумевала, что собственники жилья станут рачительными хозяевами всего дома. Действительно, мы потихоньку становимся ими. Хотя в полной степени «человек проходит как хозяин» в основном в новостройках – ведь там люди строят и приобретают жильё за свои кровные. А вот тысячи жителей «хрущоб» с треснувшими стенами, протекающими крышами и затопленными подвалами наотрез отказываются чувствовать себя владельцами чего-либо, кроме собственных квадратных метров. И вместо борьбы апеллируют к властям.
До сего дня, до внесения изменений в ЖК, власти предпочитали стоять в стороне – как говорится, над схваткой. И вот сверху им предписан контроль над управленческим бизнесом. Изменения в статью 165 ЖК облекают органы местного самоуправления большими полномочиями. Но что за этим последует? И где здесь место самоуправлению собственников жилья? И как насчёт того, что нельзя «кошмарить» бизнес?
На недавнем заседании муниципалитета мэр Виктор Волончунас выразил свою точку зрения на финансовый аспект проблемы:
– Полномочия по замене управляющей организации – это рычаг, но им нужно пользоваться осторожно. Один-два дома вывести из-под управляющей компании – нет вопросов. Но у крупных УК долги по пятьдесят миллионов. Допустим, мэрия инициирует замену одной компании на другую. Нужно одномоментно сделать новый договор. Иначе долги увеличатся и пойдут в чью-то кубышку… Мы должны контролировать жёстко, чтобы деньги жильцов шли целевым назначением, но осторожно – иначе УК будут брать заёмные средства.
Ольга | 06.09.2011 в 03:46 | ответить0
Бурятия, с. Петропавловка, Джидинский район.УК банкроты 40 милл. долгов, создано дочернее предприятие, другое название, услуг ни каких, только сборы платежей, созданное ТСЖ ставят на колени руками жильцов, кто как то по «блату» проживает бесплатно, т.е. оформляются не законные субсидии, противникам ТСЖ это Ук нравится, хотя ни чего не делают, в ТСЖ не платят уже девятый месяц, ждут свержения ТСЖ, так учит директор УК, как бороться и с УК и с не плательщиками, пишут везде жалобы клеветнического характера, ждут, что председатель плюнет и уйдет, но больше половины жильцов за созданное ТСЖ