А если вспомнить, что здесь творилось после объявления о скором окончании срока приватизации... Специалисты учреждения принимали тогда по 40, а то и более заявлений в день. Желающие стать собственниками своего жилья занимали очередь ранним утром и даже ночью. В душных коридорах люди падали в обморок. И такая картина повторяется в Рыбинске регулярно, когда объявляют об окончании срока приватизации.
– Всего около четырёх десятков заявлений мы приняли с начала наступившего года. Вы же сами видите, что в помещении, где ведётся приём документов, практически никого нет, – рассказывает Владимир Труба, директор МУП «Землеустроитель».
Если в 2009 году в Рыбинске было приватизировано уже 72 процента жилых помещений, к которым относятся как квартиры, так и комнаты, то в 2010 году их число выросло до 77 процентов. На сегодняшний день осталось ещё около 20 тысяч неприватизированных квартир и комнат.
– Судя по тому, как вяло процесс приватизации жилья пошёл в 2010 году, в семь раз медленнее, чем в 2009-м, через год, когда время приватизации будет подходить к концу, у нас будет Содом и Гоморра. У наших людей, видимо, болезнь какая-то – вечная погоня за адреналином! Вот наступит последний год для приватизации, и тогда мы все сразу захотим стать собственниками своих квартир и комнат и будем стоять в очередях и искать возможные и невозможные связи, чтобы успеть воспользоваться этим подарком со стороны государства. Если приватизация будет идти такими темпами, как сейчас, то в последний – 2012 год и до 1 марта 2013 года – все желающие просто физически не смогут оформить своё жильё в собственность, даже используя связи и знакомства, – продолжает Владимир Васильевич.
– Были такие случаи после продления срока приватизации – люди звонили и спрашивали, сколько ещё будет идти этот процесс. Узнав, что до марта 2013 года, облегчённо вздыхали и говорили, что они, мол, успеют. Если бы все рыбинцы, желающие приватизировать жильё, приходили к нам в течение этого года, следующего, то мы бы успели оформить все документы не спеша. Силами тех специалистов, которые сегодня работают в МУП «Землеустроитель», мы можем обслуживать около пяти тысяч семей в год, – включается в нашу беседу Максим Петухов, начальник отдела приватизации МУП «Землеустроитель».
Когда был шквал желающих приватизировать жильё, в МУП «Землеустроитель» работали по этому направлению пять человек, сегодня остался один.
– Если повторится ситуация прошлых лет, а мы предполагаем, что так и будет, придётся снова принимать на работу тех специалистов, которых мы вынуждены были сократить, – рассказывает Владимир Труба.
Среди рыбинцев, которые до сих пор не приватизировали своё жильё, есть образованные люди, занимающие высокие посты. Почему они приняли такое решение?
– Люди заняли выжидательную позицию, до сих пор сомневаясь в целесообразности этой процедуры. Но нужно чётко уяснить, что по сравнению с советскими временами законодательство изменилось. Если раньше жильё наследовалось членами семьи по прописке, и бабушки и дедушки могли прописать в квартиры своих внуков только после достижения последними 14-летнего возраста, то теперь без документов о приватизации человек не сможет совершить никакие сделки со своим жильём – ни продать, ни сдать в аренду, ни купить, ни оставить в наследство родственникам. К тому же, если большинство квартир в жилом многоквартирном доме приватизированы, управлять им гораздо легче, легче создать товарищество собственников жилья. Или же сейчас, когда управляющие компании фактически дерутся за каждый многоквартирный дом, их специалисты стали интересоваться мнением жильцов о введении тех или иных новшеств, и собственники могут спросить с управляющих компаний выполнение той или иной работы, что влияет на качество оказываемых услуг, – продолжает Владимир Васильевич.
Есть ещё одна причина, почему люди не оформляют своё жильё в собственность. Например, для пожилых людей существенный вопрос – плата за услуги приватизации, которые постоянно растут. В 2011 году они выросли примерно на 37 процентов по сравнению с прошлым годом и сегодня составляют порядка 4 тысяч рублей. Но в 2012 году за эту услугу придётся заплатить ещё больше, наверное, более 5 тысяч рублей.
Если по каким-то причинам человек не может сам пройти все три инстанции (МУП «Землеустроитель», ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», управление Росреестра по Ярославской области), необходимые для оформления документов на приватизацию квартиры, он может обратиться в риэлторскую фирму, но в этом случае плата возрастает как минимум в два раза.
– Гражданин может отдать пакет документов риэлторам, но и они никоим образом не обойдут МУП «Землеустроитель» и не ускорят сроки оформ-ления бумаг, – заметил директор.
Те граждане, у кого квартиры или комнаты до сих пор не приватизированы, ежемесячно оплачивают не только коммунальные услуги, но и наём жилья. С начала нынешнего года плата по этой статье в квитанциях выросла с 2 рублей 45 копеек до 2 рублей 82 копеек за один квадратный метр общей площади квартиры. Собственники же кроме коммунальных услуг раз в год платят налог на строение с учётом льгот налогового законодательства.
Противники приватизации или, вернее, те, кто сегодня занял выжидательную позицию, могут, конечно, привести ещё один аргумент: вот, дес-кать, стану я собственником квартиры, буду платить за капитальный ремонт своего дома.
– Это, конечно, когда-то произойдёт, но сейчас государство выделяет средства на капитальный ремонт жилых многоквартирных домов. Ведь очень многие дома десятилетиями не ремонтировались. Сейчас государ-ство пытается с помощью федеральных средств исправить сложившуюся ситуацию. Несомненно, пройдёт время, и все эти обязанности лягут на плечи собственников жилья, но не сейчас, – успокаивает Владимир Труба.
– Почему ещё некоторые не спешат приватизировать жильё? Если высококлассный специалист имеет в собственности квартиру в Рыбинске, то он уже не может, уехав работать, допустим, в Москву, бесплатно получить там от государства жилплощадь. Поэтому здесь возможна деприватизация, то есть отказ от собственности, но в Рыбинске такие случаи единичны, – добавил Владимир Васильевич.
– В 2010 году с заявлением о деприватизации к нам обратился пожилой человек. Своё желание расприватизировать квартиру он мотивировал тем, что никому из родственников не хотел оставить жильё, дескать, пусть оно после его смерти отойдёт городу, – вспомнил Максим Петухов.
В МУП «Землеустроитель» уверены, что это продление срока приватизации – последнее, и продолжаться до бесконечности оно не может. Поэтому всё-таки нужно поторопиться.