В соборе пахнет краской. Вот уже несколько лет, по выражению настоятельницы монастыря матушки Екатерины, «промыслом Божиим все устраивается малопомалу». Храм приобретает свой прежний вид с помощью благотворителей, при поддержке крупных предпринимателей и администрации города, на пожертвования граждан.
Собор был полностью передан монастырю в начале 1999 года после вывода отсюда архивохранилища. Через год проведен капитальный ремонт кровли, еще через год отремонтированы фундаменты, и храм подготовлен для богослужений.
За последние пять лет сделана перепланировка подклета, где разместились монастырские службы, восстановлены северное и южное крыльца. Недавно изза возникших протечек вновь заменена кровля. И еще: построен первый ярус резного иконостаса – в соответствии с сохранившимися фотодокументами.
Сам факт, что тут был пятиярусный иконостас, говорит о величии храма. Но сейчас судить о нем можно только понаслышке: зрительно оценить подлинные размеры собора изнутри невозможно – взгляд упирается в «потолок», перекрытый мощными балками. Головокружительной высоты куполов, до верхней точки которых от пола 40 метров, с сохранившимися на их сводах и только что отреставрированными росписями не видно.
В 1920х годах после закрытия монастыря здание собора служило складом икон и церковной утвари, а потом было передано под архив. В ударные сроки, в течение 1928 года, на 9метровой высоте в нем было сооружено железобетонное перекрытие, разделившее все помещение храма на два этажа. На первом устроили три яруса стеллажей для архивных материалов, на втором – два яруса. По расчетам, здесь должно было поместиться 50 тысяч пудов документов. Отсюда и параметры «полапотолка»: толщина монолитной плиты перекрытия достигает 15 см, балок – 40 см.
И вот сейчас всю эту махину предстоит убрать. При том, что матушка Екатерина (Гаева) по образованию и опыту работы архитекторреставратор, ее отваге можно только удивляться. К юбилею епархии снесена пристройка справа от входа, на ее месте установлены киоты, та же участь ждет пристройку слева. Но замахнуться на разборку перекрытия – это чтото!
Впрочем, она сама говорит об этом очень буднично, просто как об очередном этапе восстановительных и реставрационных работ. Да, к нему нужно хорошо подготовиться, и подготовка уже идет. Расчистка (открытие) живописи на столпах собора приостановлена. Нашлись спонсоры, которые выделяют пленку, чтобы прикрыть росписи на период разборки перекрытия. Определена методика работы. Натянуты струны для постройки «домика» из пленки – он позволит снимать перекрытие частями, максимально бережно.
Другое дело, что процесс такой затратный, что сейчас, когда можно бы начинать демонтаж, оказалось, что нет 100 тыс. рублей на покупку специального инструмента: того, который будет резать бетон практически без пыли, на мощные лебедки и т. п. То есть без целевых пожертвований не обойтись.
– В принципе может, наверное, найтись благотворитель, который выделит всю сумму сразу, – допускает она. – Но пока такого не находится. И я думаю, может быть, Господь тем самым дает возможность всем горожанам сделать свой вклад? Всем, кому небезразличны история города и особое духовное место в ней Казанского храма, которое он всегда занимал.
Матушка напоминает: Толга – святыня государственного масштаба, а Казанский монастырь – место, где хранится главная святыня города.
– Казанский образ Пресвятой Богородицы – из самых чтимых на Руси. Один из известных ранних списков – ярославская Казанская икона Божией Матери послужила основанием к возникновению Казанского монастыря в Ярославле. Через этот небольшой, скромный образ Заступница, как невидимая стена, защитила город от польских интервентов в 1609 году. От стен Ярославля ополчение Минина и Пожарского двинулось на освобождение Москвы. В результате были спасены страна и православная вера.
Местонахождение ярославской Казанской иконы неизвестно. Она исчезла, а может быть, лежит гдето нераспознанная. В Государственном архиве Ярославской области сохранилась только ее фотография. В августе 1998 года, сразу после возобновления монастыря, архиепископ Михей передал чудом сохранившийся список с чудотворного образа, выполненный более 80 лет назад. Он и переданные чуть позднее сюда же мощи святителя Агафангела – сегодня две самые большие и самые почитаемые святыни.
С миру по нитке можно сделать все, убеждена матушка Екатерина. Уберут перекрытие – можно будет воссоздавать живопись, которой был украшен собор. На сводах куполов, несмотря на утраты и плесень, она сохранилась лучше всего. Бригада замечательного ярославского живописца Евгения Александровича Чижова «вылечила» ее, отреставрировала, после демонтажа железобетона перед художниками откроется новый грандиозный фронт работ.
Но для этого, повторяет она, сейчас, буквально сегодня, так уж сложились обстоятельства, собору нужна материальная поддержка. Храм послужил и еще послужит городу, а город может послужить ему. Собор ждет благотворителей. Ктото может выделить более или менее значительную сумму, а ктото просто купить свечку – благотворитель и тот, и другой.
– Раньше, впрочем, не было слова «благотворитель», говорили – «доброхотный датель», – улыбается матушка. – Красиво, правда?