КУСОЧЕК АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ ДЛЯ КАЖДОГО
Каждый американец в первом, втором или третьем поколении является выходцем из какойлибо страны. В городе Баффоло (штат НьюЙорк) мы жили в семье Дениз Хаммелл. Ее мама – гоняющая на машине и торгующая автомобилями в автосалоне черноволосая бойкая пенсионерка 55 лет – призналась, что давно мечтает побывать в Италии, на родине своих предков.
В одном из аэропортов американская семья, услышав русскую речь, перешла с английского на русский. Женщина и ее 20летний сын оказались эмигрантами, попавшими в Америку еще во времена СССР. Живут они в штате Флорида, парень чисто говорит поанглийски и немного на ломаном русском. О России узнает по рассказам родителей и Интернету – он восторженно рассказывал нам о прямой интернетконференции Владимира Путина на «Яндексе».
Один из членов нашей делегации жил в доме преподавателя училища – мужчины солидного возраста с завитыми вверх усами аля Сальвадор Дали. Его жена – пуэрториканка, знает английский на уровне российского девятиклассника. Теперь они вместе изучают язык друг друга. Так и живут – два представителя разных народов в двухэтажном коттедже с собственной лужайкой и автомобилем.
В городе Баффоло половина жителей – афроамериканцы, недавно избранный мэр – молодой чернокожий. Называть их вслух «неграми» или «черными», особенно в их присутствии, в США не допускается – это считается оскорблением. У делегатов из России такие «тормоза» срабатывали не всегда. Один представитель Сибири с детской непосредственностью фотографировался с неграмиполицейскими у здания Капитолия в Вашингтоне, хотя по сути – это грубое оскорбление афроамериканского товарища.
Мы жили на севере Америки, а на юге – другая картина, там в некоторых городах до 80 процентов населения составляют испаноязычные эмигранты. Если в кафе заговаривают на английском, люди начинают оборачиваться, поскольку это очень редкое явление. Многие из эмигрантов не работают, живут на государственные пособия, которые их в достаточной степени развратили. Когда год назад в Новом Орлеане свирепствовал ураган «Катрина», жители пережидали наводнение на крышах домов. Эмигранты из стран Латинской Америки ждали, пока им привезут воду на вертолете, а выходцы из России, найдя миску или ведро, ловили капли дождя. «Где наша не пропадала», – с гордостью подумали мы.
«НИЧЕГО, КРОМЕ НЕОБХОДИМОГО»
Не соглашусь с расхожим мнением, что жители мировой державы – сплошь глупые люди. Скорее, я бы говорил об ограниченности некоторых местных жителей. Они сами ставят для себя невысокую планку по разным причинам, отсекая из своей жизни все лишнее. Принцип «ничего, кроме самого необходимого» является главным для многих американцев. Если у них есть работа – они сконцентрированы на ней, если есть семья – это является для них существенным приоритетом.
Помимо работы может быть еще хобби: музыка, изучение языков или всемирной истории – о’кей – «на это мы выделяем два часа в неделю». При этом человек может не знать, что происходит в мире, как живут люди в других странах. Это просто не очень интересно, а если будет необходимость – то Интернет всегда к вашим услугам. Такому принципу их учат еще в школе – все, что можно быстро узнать из других источников, учить необязательно. Главное – знать, где можно найти необходимую информацию.
В этой же стране живет огромное число людей, составляющих мировой фонд талантов в различных областях – от высшей математики до кинозвезд. Для них двери США всегда открыты, для притекающих «мозгов» есть все – от бесплатных стипендий до облегченной процедуры получения гражданства. Хотя для остальных все жестко – посольство США может отклонить ваши документы и запретить въезд в страну без объяснения причин.
В Америке каждый человек – личность. Это воспитывается с детства и культивируется в обществе. Поэтому неважно, где ты работаешь: развлекаешь детей в больницах в одежде клоуна или служишь в банке. «Если ты хочешь много денег, тебе надо пахать по 18 часов в сутки, много знать и жить в стрессе» – таков закон успеха не только в Америке, но и во всем мире. Принцип свободы личности также проявляется в том, что никому нет до тебя дела – как ты выглядишь или что делаешь.
Американцы непосредственны как дети – могут в ожидании самолета лежать на полу или долго объяснять вам на улице, как пройти, детально рассказывая, где что находится. В общественной жизни – полная свобода самовыражения. С официальной стороны Белого дома в Вашингтоне разбиты палатки протестантов. Они здесь живут и «работают» – протестуют против распространения ядерного оружия, борются за свободу Бирмы. И никому нет до них дела.
«ПОМОГИ СЕБЕ САМ»
Другим жизненным принципом американцев является девиз «Помоги себе сам» (Help yourself). Дети о нем узнают от родителей и в школе. Принцип работает на уровне подсознания – все в этой жизни зависит только от тебя, нечего ждать помощи от других, «хочешь – делай, а не стони, как тебе тяжело». Это замечательная жизненная установка, которая помогает понять, что все в твоих руках. Особенно прочувствовали это гости из России, которые жили в американских семьях. При первом знакомстве у вас спрашивают: что вы хотите на завтрак? Если вы скажете омлет (одно из любимых утренних блюд в этой стране), то каждое утро будете есть на завтрак омлет. Ничего более – вы же сами сказали. Хозяева могут вас также подвести к холодильнику и сказать: «Help yourself», что означает «захочешь есть – сам возьми то, что тебе надо, у нас нянек нет».
Однако у этого принципа есть и обратная сторона – из жизни американцев исчезают душевность и настоящая дружба. Это нация автономных одиноких людей, где каждый должен «помогать себе сам». Поэтому в общении вы далеко не всегда чувствуете душевную теплоту собеседника и понимаете, что для него разговор с вами – это работа, графа в личном расписании, которая уйдет без следа в строго обозначенное время.
Американцы – нация пунктуальных людей. Они дорожат своим индивидуальным временем, поэтому опоздание на 15 минут является для них катастрофой. «Рабы привычек» и «формалисты», – подумаете вы. «Мы ценим время», – ответят они.
ИЗЛИШНИЙ ВЕС
И ЕДА ПОАМЕРИКАНСКИ
Ожирение – одна из обратных сторон традиционного образа жизни в Штатах. Распространено мнение о том, что каждый второй американец толстый, очень толстый и супертолстый. Это не совсем так. По моим прикидкам, в США страдают ожирением около 10 – 15 процентов населения. И надо сказать, что лишний вес здесь мало кого смущает – люди привыкли к соседству с откровенно толстыми согражданами.
Одна из причин такого повального ожирения – пища, которую употребляют в США. В течение недели жизни в Баффоло мы просили, чтобы нас на обед кормили не «завертками» (овощи и кусочки курицы, завернутые в лепешку типа лаваша), а супом или мясным блюдом. Лишь дважды мы достигли цели, но и тогда к мясу прилагались булки или картошкафри.
На прощание мы устроили себе пир – заехали в мясной придорожный ресторан, где купили по нормальному говяжьему стейку.
Другая причина излишней тучности американцев – приверженность к передвижению на автомобиле. В такой стране, где расстояния до жизненно важных объектов измеряются десятками километров (дом – работа – магазин – школа – больница), на общественном транспорте (метро, трамвай и автобусы) далеко не уедешь. Поэтому машины в США – жизненная необходимость, но и бич американцев: помогая жить, они одновременно способствуют формированию тех самых отложений, которые потом видны невооруженным глазом. Но те, кто хочет сохранить фигуру, стараются бегать по утрам и ходить в спортзалы.
* * *
Продолжение следует...