Пасха - главное событие истории человечества в целом и каждого человека в отдельности. Христос вмещает в Себя всех и каждого. Каждый из нас соучаствует в страданиях, смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня, подобно ученикам Его, мы пришли ко гробу, в который положили Господа нашего. И что же мы слышим? "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес" (Лк. 24, 5 - 6). Его здесь нет. Надеясь увидеть мертвого Сына Божия, мы не находим ничего. Наши представления о Боге несовершенны и зависимы от сознания собственной смертности. Мы склонны видеть Христа сквозь тусклое стекло нашей смерти, а не себя в Его славном Воскресении. Прежде чем уверовать в воскресшего Сына Божия, мы узнаем то, в чем нет Христа. Его нет в наших грехах и в наших сомнениях, в безбожном миропорядке и в нашей смертности. Он был во гробе, но воскрес. И отныне мы славим воскресшего Спасителя. В первые десятилетия христианской истории, когда апостолы еще не написали Евангелия, а святые отцы не составили тех дивных богослужений, которые наполняют наши сердца несказанной молитвенной радостью, вера христиан заключалась в двух словах - Христос воскресе! Эти слова несли апостолы язычникам, за эти слова пострадали мученики, они создали государство Российское, которое, несмотря ни на что, и по сей день созидается Пасхой Христовой. В годы советской власти состоялся антирелигиозный диспут, на который был призван выдающийся православный богослов архиепископ Иларион (Троицкий). Одно выступление сменяло другое, и каждый оратор хулил Имя Господне, приводя все новые и новые "научные" аргументы против бытия Божия. В самом конце святителю Илариону дали всего одну минуту для ответа. Что он мог сказать за эту минуту в доказательство бытия Божия?! Христос воскресе! И весь зал, словно один человек, выдохнул в ответ: "Воистину воскресе!" Мы веруем потому, что Христос воскрес, и ничто не может уничтожить эту веру. Мы надеемся потому, что Христос воскрес, и наша надежда не напрасна. Мы любим потому, что Христос воскрес, и эта любовь - божественная и человеческая - является источником нашей радости. Мы есть потому, что Христос воскрес! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обращаясь ко всем нам, говорит: "Преподобный Серафим Саровский, горячо любимый православным народом угодник Божий, столетие со дня прославления которого мы будем отмечать в этом году, встречал каждого приходящего к нему словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Светлая пасхальная радость переполняла его душу и щедро изливалась на весь мир. Вечная Пасха соделывала его храмом Бога Живого. Дорогие мои! Эту радость дарует Господь и нам. Христос воскресе! Воистину воскресе!