История ее издания уходит в далекие 70-е годы, когда она была первым и единственным в регионе рекламным приложением к «Северному рабочему». Аналогичные рекламные приложения к областным газетам были созданы тогда по всей стране по решению ЦК КПСС.
В начале 90-х «Ярославская неделя» пустилась в самостоятельное плавание по рыночным волнам медийного моря. Это было время, когда на свет один за другим появлялись новые ТВ-каналы, радиостанции, журналы и газеты. Казалось, благодарный читатель, слушатель и зритель, многие годы не имевший возможности выбора близкого по духу СМИ, будет поглощать все без разбора. На первых порах так оно и было. Но потом жизнь все расставила по своим местам.
Началось с того, что многие московские качественные средства массовой информации стали скупать олигархи. И вовсе не для того, чтобы превратить их в удачные бизнес-проекты. Нет, цель была абсолютно иной – для них в те годы влияние на умы граждан было задачей более важной, нежели получение прибылей. Тогда рухнула старая, коммунистическая система, а новая только начала формироваться. Нужны были действенные идеологические рычаги управления общественным мнением. Впрочем, свое влияние зарождающаяся олигархическая верхушка не стеснялась укреплять различными способами, в том числе и такими, как устранение неугодных журналистов.
«Ярославская неделя» в начале 90-х была одной из самых процветающих газет в области. Дикий рынок царил повсюду, казалось, все только и были заняты тем, что покупали и продавали. Многие – через объявления в СМИ. Рекламодатели стояли в очередь, газета растолстела до 40 (!) страниц, первой в области начала выходить в цвете. Зарплаты сотрудников «ЯН» были очень высокими.
Но уже в середине 90-х областной рекламный рынок стали захватывать москвичи. Сначала к нам пришел «Караван», а затем у нас появилась раскрученная в столице рекламная газета «Из рук в руки». Они и увели к себе многих рекламодателей. Тогда редактор «Ярославской недели» Владимир Мясоедов резко поменял курс газеты, сделав ее общественно-политическим изданием. Но время интереса к политике у читателей миновало, а вот затраты на производство газеты, напротив, резко начали расти. К тому же выдержать конкуренцию с расплодившимися желтыми изданиями было непросто. Именно тогда для «Ярославской недели» и прозвенел первый тревожный звоночек. Средств на выпуск газеты стало не хватать, и Владимир Мясоедов, к тому времени фактически превратившись в ее собственника, приступил к поискам спонсора.
За помощью он пришел в мэрию Ярославля. Здесь к нему отнеслись сочувственно и пообещали подыскать среди местных предпринимателей того, кто сможет реально поддержать издание. Поиски шли очень трудно и долго. В конце концов Мясоедов продал газету руководителю фирмы «Инкомпроект» Евгению Мухину. Последний обязался выплатить кредиторам долги издания, но одновременно поставил перед журналистами задачу – сделать «ЯН» прибыльной. Евгения Давыдовича можно было понять. С риском заработав свой первоначальный капитал, он справедливо считал, что каждая вложенная в дело копейка должна приносить как минимум рубль прибыли. О том, чтобы вложить в газету средства, в том числе и на привлечение талантливых журналистов, речи не шло. Мухин требовал одного – зарабатывать деньги любым способом. Все попытки многочисленных редакторов (которые сменяли друг друга сначала ежегодно, а потом уже ежеквартально) доказать новому хозяину, что газета – это не пирожок с повидлом, заканчивались, как правило, написанием заявления об увольнении по собственному желанию.
В 2002 году Владимир Мясоедов неожиданно заявил Евгению Мухину, что по-прежнему является владельцем брэнда (товарного знака) издания, и фактически предложил выкупить его еще раз. Это привело предпринимателя в ярость, он отказался наотрез, и тогда Владимир Мясоедов продал название газеты третьему лицу. Так на областном медийном рынке появились два практически одинаковых издания.
Для журналистов и технических сотрудников «Областной недели» наступили тяжелые времена. Месяцами они не получают зарплату, периодически приостанавливая выпуск издания. То и дело в редакции отключаются за неуплату телефоны. Последние номера еженедельника выпускались буквально «на автопилоте». И вот – закономерный финал.
Кто-то, наверное, скажет: рынок есть рынок, выживает сильнейший. Вот только подавляющее большинство читателей и зрителей видят зачастую совсем другое – не рынок, а гильотину, которая рубит головы далеко не самым худшим в стране СМИ. Государство, в конце 90-х потерявшее всякий интерес к такому понятию, как «свобода слова», делает все, чтобы усложнить жизнь СМИ: они платят огромные налоги, для них дорожают услуги связи, растут цены на бумагу. В то время как финансовые возможности наших читателей остаются, увы, на весьма скромном уровне.
А коллег из «Областной недели» по-человечески жалко – вряд ли кто-то сегодня поможет их изданию.