«БЛЕСТЯЩИЕ» ПЕРСПЕКТИВЫ
Несколько лет назад федеральное правительство решило организовать бэби-бум (в английском языке словечко «бум» означает взрыв). Тем более, что момент для закладки «бомбы» был выбран довольно удачно: выросли «дети перестройки». Причём по законам истории это те самые молодые люди, что родились при Горбачёве в результате первого управляемого государством демографического взрыва.
Тогдашнее руководство СССР законодательно ввело оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком. И матери могли спокойно несколько лет посвятить своим малышам, не торопясь через три месяца на работу, как это было перед этим на протяжении всей советской власти.
Сейчас страна за счёт высоких цен на нефть могла себе позволить большее. Ввели новый стимул: за рождение второго ребёнка следуют выплаты материнского капитала размером в 10 тысяч американских долларов в российском эквиваленте по среднему официальному курсу Центрального банка России.
…И дети пошли! Однако детёныши имеют интересное свойство: они не только рождаются, но ещё и растут. Поэтому их нужно устраивать в детские сады. Которых нет.
КУДА УХОДИТ МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ
Несколько месяцев назад я стал свидетелем любопытного разговора: водитель из автопарка правительства области жаловался на то, что не может устроить своего ребёнка в детский сад. Насколько я понял, что и «подарок» от него администрации нескольких детских садов принимать не хотели: ещё расскажет «кому надо» и — небо из «алмазного» превратится в «клеточное». А клеточным оно уже становится.
В производстве второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКП РФ по Ярославской области находится уголовное дело в отношении двух человек: 39-летней женщины, специалиста отдела дошкольного образования департамента образования мэрии Ярославля, и 28-летней врача-гинеколога одной из городских больниц. Чиновник подозревается в получении взятки, врач — в пособничестве совершения этого преступления. «Северный край» уже сообщал об этом.
На октябрьской пресс-конференции руководителя следственного управления СКП РФ по Ярославской области Игоря Липатова прозвучала такая информация по этому уголовному делу: в сентябре 2010 года врач встретилась с сотрудницей департамента и передала ей в качестве взятки 20 тысяч рублей. Эти деньги в свою очередь были перед этим получены от другого гражданина за то, чтобы чиновник, используя своё должностное положение, способствовала выдаче вне очереди направления в детский сад для его ребёнка.
В этом деле несколько эпизодов. Например, следователи утверждают, что ими доказан факт передачи аналогичным образом другой взятки. Она была отдана за перевод ребёнка из одного детского сада в другой. Кроме того, сейчас в рамках расследования установлен ещё один человек — тоже специалист этого отдела.
В общем, за месяц-два оперативные работники и следователи СКП произвели практически кадровую катастрофу в отделе дошкольного образования департамента образования мэрии Ярославля. И они продолжают «копать» в этом направлении, отрабатывая всё новые эпизоды. Тем более что одна из подследственных сейчас согласилась на добровольное сотрудничество с представителями закона.
Можно только предположить, сколько ярославских семей испытают душевный трепет после обнародования этой информации! Необязательно быть пророком, чтобы понять: большинство из тех, кто проходил через кабинеты подозреваемых (если в суде будет доказана их вина), оставлял там часть материнского капитала.
Люди до того привыкли к такому положению вещей, что воспринимали его как обычное дело. Всю же суету с посредниками — за некий обязательный шаманский ритуал. А теперь выясняется, что передача взятки должностному лицу — уголовно наказуемое деяние…
Шок для народа заключается ещё в двух моментах. Во-первых, чиновникам дали понять, что правоохранители за выстроенную долгими годами систему поборов в детских садах взялись всерьёз и надолго. И, скорее всего, это коснётся не только Ярославля, но и всей области. Сейчас у следственного управления СКП по нашему региону на это просто не хватает следователей. Однако с нового года этой структуре должны добавить штатных единиц и…
Во-вторых, можно быть уверенным, что после такой шоковой терапии сама система если не сломается, то уйдёт в глухое подполье. То есть нагло устраивать детей за взятки не будут. Но как быть тысячам молодых семей, у которых дети вышли из ясельного возраста и которым в детских садах места нет по определению?
Ведь не все в состоянии прокормить семью с помощью доходов одного главы семейства (если у кого он есть). Тратить же материнский капитал не на перспективу, а на «прожитьё» они не планировали. Да и государство, собственно говоря, тоже.
На сегодняшний день из 72 работавших раньше в Ярославле детских садов только 35 находятся в муниципальной собственности. Заметим, только в «собственности»… То есть не факт, что и они работают по прямому своему профилю. Здания детских садов могут быть переданы под другие административные здания структур мэрии, просто сданы КУМИ в аренду. Иными словами, в реальности для детей их ещё меньше, чем половина…
Конечно, схему собственного обогащения за счёт использования дефицита придумали не сегодня и не в России. Во все времена это называлось «спекуляция». Если этим занимались чиновники — «коррупция». Однако одно дело — греть лапы на «дырах» в экономике и управлении, другое — искусственно создавать эти «дыры». Некоторые исследователи утверждают, что это изобрели советские бюрократы и хозяйственники во время застоя, в эпоху всеобщего дефицита…
Впрочем, схема отбора материнского капитала за счёт дефицита мест в детских садах имеет определённое изящество. Не только с криминальным, но и бесчеловечным уклоном, поскольку подрубается на корню не только государственная политика по восстановлению численности коренного российского населения, но и само желание иметь детей у молодёжи. И вот здесь начинается самое интересное…
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Тема дефицита детских садов в Ярославской области стала уже общим местом и никого не удивляет. Кое-кто из депутатов Ярославского муниципалитета даже построил на этом свою предвыборную политику. На причинах этого явления тоже останавливаться не стоит. Всё понятно: демографический кризис в начале
90-х, экономический спад, передача пустующих зданий другим организациям и частным фирмам (без коррупционной составляющей не обошлось, поскольку и тогда закон запрещал это делать). Но факт налицо, и его списали на лихие девяностые. Ладно.
Однако сейчас ситуация совершенно другая. Демографический подъём. Страна только сейчас начинает выбираться из кризиса, поэтому государст-венная политика в этом направлении, начавшаяся ещё до него, даёт сбой: денег на строительство детских садов не выделяют. Чего уж тут говорить об областном и местных бюджетах.
Выход один: нужно перепрофилировать обратно отданное ранее недвижимое имущество. Тем более, что и федеральная власть призвала свои регионы приступить к этому вопросу. И этим уже занялись в Москве. С потом, кровью и скандалами, но занялись. В Ярославской области пионером в этом движении стал Рыбинск («Северный край» уже рассказывал об этом). Посему ещё с лета этого года у меня (до всех громких уголовных дел) возникло острое желание пообщаться с директором департамента образования мэрии Ярославля Андреем Сибриковым.
Но не получилось. Директор оказался слишком занят, хотя вопрос на первый взгляд казался безобидным: какие меры департамент намерен предпринять, чтобы выправить ситуацию? Ведь на сегодняшний момент из 72 работавших раньше детских садов только 35 находятся в муниципальной собственности. Собственности, подчеркну я. То есть не факт, что они работают по прямому своему профилю. Их здания могут быть переданы под другие административные структуры мэрии, просто сданы КУМИ в аренду. Иными словами, в реальности для детей их ещё меньше, чем половина…
Точную цифру я так и не получил, поскольку новая попытка встретиться с Андреем Сибриковым уже в начале этой недели закончилась «нулевым» результатом. Однако в тот же день на одном из ярославских телеканалов я увидел Андрея Викторовича, живо обсуждавшего эту проблему.
Цитата от директора департамента: «…Большинство зданий используется для нужд образования. Здесь и спортивные школы, и школы искусств, и различные детские центры».
Маленькая деталь: юные таланты — не дети дошкольного возраста. Да и организации, где они занимаются, относятся не только к муниципальным, но и частным. При всём сочувст-вии к способным ребятишкам нужно понять: здесь зарабатывают деньги. Тем более, что нас всех с детства учили: нужно младшим помогать и уступать.
Дальше — больше: «Муниципальные площади также занимают РЭУ и различные городские организации». То есть в своё время мэрия просто передала эти помещения своим подразделениям в ЖКХ, тем же РЭУ. Теперь же, после акцио-нирования ДЕЗов и создания управляющих компаний, все эти здания числятся на балансе КУМИ и сдаются коммунальщикам в аренду.
По поводу санитарных норм. Конечно, за последние пятнадцать лет в бывших дет-ских садах настроили офисов и прочих «перегородок», но их можно запросто снести. Что же касается коммуникаций, дверей и оконных рам, то можно быть уверенным: там они лучше, чем в действующих дет-ских учреждениях.
Далее. «Ещё одна категория зданий — это бывшие ведомственные дошкольные комбинаты. После перепродажи эти здания сейчас находятся в руках различных собственников. Здесь располагаются банки, магазины, офисы…»
После известного в конце 90-х постановления правительства страны заводы и фабрики стали передавать «социалку» в муниципальную собственность. И из слов Андрея Викторовича прямо следует, что потом эту собственность мэрия перепродала частникам. Да, уже теперь, после нескольких перепродаж, её нынешние владельцы считаются добросовест-ными приобретателями. С точки зрения Уголовного кодекса и в отличие от тех, кто продал детсад вначале и кто его купил первым.
Однако это даёт право первому собственнику, у которого фактически эту недвижимость умыкнули, подать на владельца в гражданский суд. Собст-венником детских садов является мэрия, и она должна этим заняться. То есть по сути подать заявление на самого себя?
Почему в конце концов их передача получается в Рыбинске и не выходит в Ярославле? Директор департамента Андрей Сибриков на всё это отвечает предельно прямо: «Возьмём на примере детский сад — мы изучали его форму собст-венности, нынешние условия… и всё это проанализировали…»
То есть в ярославской Северной Пальмире у власти есть воля обеспечить малышей учреждениями такого рода и нет обязательств перед нынешними и прошлыми владельцами детских садов.
Выход же чиновники предлагают ещё более оригинальный: уплотнять новыми дет-скими группами уже действующие сады. То есть здесь с санитарными нормами будет полный порядок? Что же касается планов мэрии построить несколько новых детских садов в различных районах города, то это мы уже слышим не первый раз.
В процессе подготовки материала я связался с первым заместителем департамента образования области Михаилом Груздевым. И он мне сообщил, что на следующей неделе в правительстве Ярославской области будет обсуждаться подготовленный документ по этой проблеме уже в масштабах всего региона. В нём могут быть предложены реальные шаги, чтобы вывести эту сферу из критической ситуации. Так что подождём до следующей недели.