пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 27 августа 2010

Строили, строим, построим

Среди множества снимков, сделанных летом этого года фотокором «Северного края» Ириной Пичугиной, оказался  и тот, который сейчас перед вами. Мы не знаем, кто на нём. Ясно только одно – строитель.


автор Татьяна ЕГОРОВА

 

Именно эта профессия стала самой важной в нынешнем, юбилейном году. Город превратился в гигантскую строительную площадку. Небывалые масштабы работ внесли надоевшие неудобства в повседневную жизнь. Мы ругаем строителей за нерасторопность, за то, что до праздника остались считанные дни, а столько всего ещё не сделано. Успеют ли? Не опозорят ли перед гостями? Не наделают ли в спешке брака, который потом придётся переделывать месяцами? Но что интересно: все эти вопросы справедливо адресуются к «начальству». Ведь как работают рядовые строители, у всех на виду.

И в недавний мучительный зной, и в последовавшую за ним непогоду они как на фронте – в поту, в грязи, а отступать некуда. Они делают свою тяжёлую, подчас физически очень тяжёлую работу день за днём: закладывают в землю новые трубы, асфальтируют улицы, обновляют фасады, строят новые дома и мосты.

Наш рассказ – о рядовых тружениках этой профессии. О тех, кто строит город в преддверии его 1000-летия и поэтому, как нам кажется, обязательно должен остаться в его истории.

Мы не выбирали «передовиков», а решили рассказать о самых обычных людях, встреченных в эти дни: в их числе и те, кто уже состоялся, и те, кто ещё только осваивается в жизни и профессии; коренные ярославцы и приезжие; люди, которые приросли к своему делу, и те, кто переменил уже несколько профессий и на стройке оказался случайно; те, кто работает на главных и на неглавных объектах. Судьба свела их всех вместе, и все вместе они строят сейчас город – тот, каким он будет в ближайшие десятилетия.

К тому времени, когда выйдет этот номер газеты, бригадира плотников-бетонщиков Александра Владимировича Сушинского (снимок № 2) уже не будет там, где мы его застали. Участок ООО «Реминдустрия» закончил ремонт и реконструкцию существующего моста через Которосль и готовился передислоцироваться на другое место. У большинства ярославцев внимание приковано к петле строящейся здесь транспортной развязки. Но действующий мост, который старожилы упорно зовут «американским», всё это время тоже обновлялся – сверху до самого низа. Мост стоит на опорах, которым уже пятьдесят лет. Чтобы обеспечить их надёжность ещё на столько же, а то и больше, бригада Сушинского одела эти опоры в новые бетонные «рубашки».
Этот мост не смотрится таким уж большим, но прежде чем фотограф нажал на кнопку своей камеры, Сушинский спустился к воде, оказался рядом с опорой, и сразу стало видно, какая эта опора громадина – человек рядом с ней казался совсем маленьким. Чтобы залить «рубашки», потребовалось 300 кубометров бетона, и оставалось только пожалеть, что мы не видели, как это делалось.
Народ в «Реминдустрии» скромный. Не раз подчеркнув, что главный здесь «Мостоотряд № 6», а они у него на субподряде, Сушинский старательно уходил от расспросов: «Смотрите сами». Организация специализируется на общестроительных работах на НПЗ, а в период подготовки к юбилею уже не раз направлялась на объекты города. Надо – значит, надо.
Большая стройка – не первая в истории города. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов такой стало строительство нефтеперерабатывающего завода и прилегающего к нему посёлка, который до сих пор так и называется – Нефтестрой. Название вошло не только в народную топонимику, но и в биографию многих людей. Плотник Дмитрий Власов, один из тех, кто строит сейчас планетарий, родился на Нефте­строе. Там и сейчас живёт его мама, и он сам с женой и дочкой, которой только что исполнилось девять месяцев, тоже там живут. О том, что станет строителем, Дмитрий не думал, не гадал. Остался когда-то без работы,  в поисках места оказался в 
СУ-5 «Ярнефтехимстроя», думал, на время, а вот уже шестой год пошёл. Свяжет ли со строительством всю жизнь? Трудно сказать. Человеку 29 лет, учится в МУБиНТе. Специальность – «прикладная информатика в экономике». Третий курс.
Коренным ярославцем оказался и экскаваторщик Сергей Александрович Хабаров, застрявший по причине неполадок в гидравлике своей машины на одной из улиц города. Техника в городском дорожном управлении (ГДУ) старенькая, не то что в московской организации, в составе которой он работал на строительстве Юбилейного моста. У москвичей техника была как с рекламного плаката: самая лучшая, самая новейшая.
– Но грянул кризис – они и свернулись. Платить перестали – пришлось уходить.
Сергей Александрович на экскаваторе уже тридцать лет. На его глазах Фибролитовый посёлок, где он вырос, превратился в улицу Щапова, поднялось на пустыре Брагино, где он сейчас живёт. Для него в Ярославле нет ничего чужого, всё так или иначе имеет отношение к нему лично: здесь по городским улицам крутил баранку его отец, мама работала на шинном, жена работает на моторном. Здесь они с супругой вырастили обоих сыновей, сейчас уже есть внук и внучка.
– Полный комплект, – подводит черту нашему разговору Хабаров. А потом добавляет: – Я до армии думал уехать куда-нибудь. Надоело всё, хотелось перемен. А отслужил – вернулся. Лучше нашего Ярославля нет.
А вот для Андраника Есаяна (снимок № 3) наш город стал своим недавно. Шестнадцать лет назад, в нелёгком 1994 году, когда казавшаяся нерушимой страна развалилась на части, он, тогда ещё совсем молодой человек, оказался на распутье. Как зарабатывать на хлеб? Как помогать родным? Для него было ясно одно: не смотря ни на что, уверенность в завтрашнем дне может дать только Россия. Работы он не боялся, перепробовал многое, зачем вспоминать? Сейчас Андраник Казарович благоустраивает ярославские улицы. Он мастер, под его началом ещё несколько человек – в тот день, когда мы познакомились, он укладывал бордюр на улице Некрасова. Когда-нибудь он пройдёт по ней со своими сыновьями – одному сейчас десять лет, другому год и два месяца – и скажет: «Красивая улица, правда? Один из тех, кто её такой сделал, – ваш отец».
С незапамятных времён в числе строителей Ярославля были и артели из окрестных сёл и городов. Сказочный Ростовский кремль имел в нашем городе прямого «родственника». В XVII веке на Стрелке располагалась обширная усадьба ростовского митрополита. На случай его приезда в Ярославль мастера каменных дел из Ростова воздвигли для него здесь каменные покои, за которые знающему толк в строительстве Ионе Сысоевичу наверняка не было стыдно. От всего комплекса усадьбы сохранились только Митрополичьи палаты.
Ростовские «каменные здатели» нет-нет да и возникали в Ярославле и потом. Случайно или нет, но, знакомясь со строителями нашего города в эти дни, мы сразу наткнулись на ростовца. Начальник строительного участка СУ-5 «Ярнеф­техимстроя» Алексей Александрович Денежкин (снимок № 1), главный на строительстве планетария, оказался уроженцем ростовской земли. Институт окончил в Ярославле и с тех пор много чего настроил в нашем городе. Необычное это здание с прозрачным куполом, которое, уже ясно, станет одной из достопримечательностей Ярославля, начинал с первого колышка, со свай, с фундаментов. Сколько было нер­вотрёпки, неувязок, сложностей – да они и сейчас не кончились. Как хватает душевных и физических сил такое переносить? Он улыбнулся: 
– Всё всегда решается.
Смотришь на его улыбку и веришь: и здесь решится.
В этих коротких интервью на ярославских улицах многое запомнится надолго. Вот ещё эпизод.
Строители в основном мужчины, а тут женщина – молоденькая, худенькая (снимок 
№ 5). Рядом с большущей, грохочущей машиной, вгрызающейся в асфальт, она казалась особенно хрупкой, но при знакомстве назвалась солидно:
– Шилова Надежда Александровна, дорожная рабочая.
Надежде Александровне двадцать один год, а она в ГДУ уже три года. Машина – гусеничная фреза – снимает старый асфальт. Погрузчик подцепить обломки не может, их приходится подбирать лопатой, к которой и приставлена Надежда Александровна. Решительно отвергая мои сочувствующие намёки на счёт того, что, наверное, тяжело, отвечает гордо:
– Мне нравится. – И после паузы продолжает: – Многие удивляются: женщина на лопате! Но есть другие, которые зовут меня сильной девушкой.
Среди тех, кто готовит город к юбилею, немало тех, кто приводит в порядок старые дома, реставрирует  памятники архитектуры. Наследие у нас такое богатое, что своими силами не справиться. В самом сердце древнего Ярославля, Спасском монастыре, работают угличане. Мастер Угличского реставрационного участка Евгений Смирнов перечисляет доверенные им объекты: Михайловская башня, пристройка к ней, семинарский корпус и самый ответственный из них – Спасо-Преображенский собор XVI века, древнейшая постройка Ярославля.
Женя Смирнов и его ребята, всего 22 человека, в большинстве своём молодые, реставрируют фасады. Зачистка, вычинка, обмазка, окраска известью, и вот уже старые стены сияют чистотой и свежестью. За плечами угличан опыт работ на памятниках своего города, но возможность поработать на памятниках Ярославля они воспринимают как большую честь и удачу.
– Интересно. Я никогда бы не узнал столько о Ярославле, – признаётся Евгений.
Под руководством архитектора Вячеслава Сафронова в процессе реставрации было сделано немало находок: скрытые до сих пор под позднейшими наслоениями ниши, порталы, фрагменты декора помогут исследователям представить первоначальный облик Спасского монастыря до многочисленных перестроек.
Реставрация – профессия для любознательных. По словам ещё одного моего собеседника – Андрея Дубинкина, это не то что квартиру штукатурить. А самый молодой из угличан Саша Ухаботнов (снимок № 4) посмотрел на товарища с уважением и промолчал. Он считает, что ему высказываться пока рано, надо сначала научиться работать, как другие, и продолжал наводить красоту в подклети собора.
Стоять Спасо-Преображенскому собору ещё сотни лет, как и всему нашему городу. И пусть память о мастерах, которые здесь работали – строили, восстанавливали, дальше строили, – тоже останется на долгие годы. Кого же истории помнить, если не строителей?

Читайте также
  • 03.07.2012 Повезло заволжским, запахомовским и прибрежным Впервые за многие годы Рыбинск взялся за ремонт дорог в частном секторе. Уже в этом году строители приведут в порядок десять дорог в Заволжье, Запахомовском
  • 12.10.2011 На улице Строителей совсем не до строительства Известная поговорка гласит: «В России две беды: дураки и дороги». О второй беде мы и собираемся поговорить.  
  • 22.07.2011 Начинается реконструкция моста через КоторосльВ субботу, 23 июля начинается реконструкция автомобильного моста через Которосль, который соединяет Комсомольскую площадь и улицу Магистральную. Мост уже
  • 16.04.2009 Сможем ли выехать из пробки?К сожалению или к счастью, но Ярославль всё-таки отличается от столицы. Исторический центр у нас, например, ещё не до конца застроен высотками из стекла
  • 24.10.2007 Послужит «старичок» ещё лет стоВ Ярославле завершается капитальный ремонт автодорожного путепровода по проспекту Октября (о начале работ мы писали в материале «Началась операция «Мост» в номере от 12 июля).
  • 02.12.2005 С ГОСТом против снегопадаТак вышло 1 декабря, что синоптики не ошиблись, но дорожники не поверили. А снег выпал! Точь-в-точь как в прогнозе на четвертой полосе «Северного края»: «Вот и наступила зима.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают