Каждое лето Америку наводняют российские студенты – участники программы Work & Travel USA («Работа и путешествие в США»). Год от года число студентов из СНГ, желающих посмотреть Соединённые Штаты и немного подзаработать, увеличивается. В настоящее время уже можно говорить о нескольких десятках тысяч участников программы ежегодно.
Америку мы решили покорять вдвоём – я и мой университетский товарищ Алексей. Нам несказанно повезло: нашли себе работу в Америке по Интернету ещё в начале января, в то время как многие летят в США наудачу, занимаясь поисками непосредственно на месте. Я получил положительный ответ из Бостонской мувинговой компании. Муверы (от англ. move – перемещать) занимаются доставкой и хранением грузов. Среди несомненных плюсов нашей будущей работы грузчиками были высокая зарплата (12 долларов в час плюс чаевые, но для американцев это сущие копейки) и возможность бесплатно ездить по стране прямо во время работы.
Алексей улетел раньше меня. В Бостоне, пока он ждал моего прилёта, успел познакомиться с тремя студентами из Омска. Всем вместе удалось снять однокомнатную квартиру без мебели за 1100 долларов в месяц.
Аэропорт JFK (имени Джона Фицджеральда Кеннеди), как и большинство других аэропортов, расположен далеко на отшибе, для того чтобы добраться от него до Манхэттена, центральной части Нью-Йорка, нужно потратить час-другой. Я и двое моих новых знакомых, тоже студентов – участников Work & Travel, решили не утруждать себя поисками станции метро, которая расположена весьма далеко, и сели в микроавтобус до центра города. Шаттлами в США называют не только космические корабли, но и такие вот микроавтобусы – нечто среднее между нашими маршрутками и обыкновенными такси. Как только последнее место оказалось занято, мы тронулись, и водитель, не выпуская из рук руля, взял лист бумаги, расчертил его на несколько граф и пустил листок с ручкой по пассажирам, чтоб все написали, куда им нужно доехать. Через двадцать минут мы поняли, что стоило ехать на метро – трафик при выезде из аэропорта тяжёлый, наш шаттл двигался со скоростью 10 миль в час. Спустя часа полтора наконец доехали до Манхэттена. Такого бурного уличного движения я не видел никогда и нигде в жизни: узкие улочки вмещали в себя огромное число автомобилей, передвигавшихся на запредельной скорости.
Тем временем шаттл постепенно покидали пассажиры. Водитель, подъезжая к месту, где кому-то нужно было выйти, тоже выходил из машины, выпускал людей, доводил их под зонтом до ближайшей крыши, где они расплачивались. Вот чему нам стоит у американцев поучиться! Они очень вежливы и обходительны – эти качества даже можно назвать национальными.
Бостон – неофициальная столица Новой Англии, небольшого конгломерата штатов на северо-востоке США. Многие говорят, что по атмосфере и антуражу это скорее европейский город, нежели американский. Архитектура исторической части города действительно схожа с архитектурой Европы, но за крышами обычных домов вздымаются верхушки небоскрёбов, все постройки очень органичны. Никаких рекламных растяжек и билбордов в центре, рекламу вообще не замечаешь. Единственное место в США, где реклама главная достопримечательность, – Таймс-сквер в Нью-Йорке. Бесконечное множество огромных мониторов делают ночь светлой, как день.
Бостоном называют непосредственно центр города, даунтаун. Остальные его районы – Челси, Кембридж, Восточный Бостон и другие – это самостоятельные города. Все города соединены единым метрополитеном, и перемещение из одного такого района-города в другой иногда занимает всего 5 минут. Весь общественный транспорт Бостона – это по сути единая система, включающая в себя метро, скоростной трамвай и автобусы, проездной на все виды транспорта также единый. Поскольку общественным транспортом американцы пользуются редко (в основном все ездят на автомобилях), то автобусы и метро ходят нечасто, поезда на станциях даже объявляют. Никакого оживления и стремительно движущихся людских потоков, как в нашей столице, там нет.
Америка – многонациональная, многокультурная и многоконфессиональная страна. Даже Бостон, несмотря на весь его консерватизм и пуританский дух, представляет собой смесь не только американской и европейской культур: арабы-официанты, индусы-таксисты, афроамериканцы – водители автобусов, китайцы – владельцы прачечных интегрированы в среду настолько, что по манерам и привычкам мало чем отличаются от коренных жителей США. Нам много рассказывали о дружбе народов во времена СССР и о том, как хорошо в одной большой нашей стране уживались столько наций. А потом был распад СССР, карабахский конфликт, две чеченские кампании, всплеск русофобии, распил бронзового солдата в Таллине, катынский вопрос, процветание движений скинхедов и неонацистов…
Нет, разумеется, в США тоже существуют проблемы в межнациональных вопросах, и в негритянские кварталы опасно заходить даже днём. Однажды мы вышли не на той остановке, и афроамериканские дети с громкими криками обкидали нас бутербродами из школьного автобуса. Посчитав, что легко отделались, мы быстро ретировались. Но в Америке межнациональные проблемы решаются, доказательством того служит расовая принадлежность нынешнего президента США Барака Обамы. Попробуйте назвать афроамериканца негром – и вы немедленно обнаружите в своём почтовом ящике повестку в суд.
Теперь о нашей работе. Алексея, проработавшего четыре дня, уволили после трёх опозданий подряд. Я, проработав четыре дня, ушёл сам – было невыносимо тяжело. В спортзал я никогда не ходил, и телосложение у меня совсем неспортивное. А американские грузчики в основном, конечно, цветные ребята – латино- и афроамериканцы. Они привыкли к режиму работы без всяких перекуров и передышек: отдых только во время езды на грузовике. Я поражался той лёгкости, с которой они носили огромные вещи.
Компания, где мы работали, – одна из лучших мувинговых компаний Массачусетса. В других подобных конторах грузовики стояли без дела, здесь такое невозможно было представить. Президент компании Мартин Уильямс – типичный американец, как бы банально это ни звучало: он знает, мне кажется, о мувинге всё, сам когда-то начинал грузчиком. Это в меру открытый, доброжелательный, жизнерадостный человек, и когда он общался с нами, простыми грузчиками, не было в этом типично нашего «я – начальник, ты – дурак». Однажды он просто подошёл и помог Тони донести до склада холодильник. В тот день, когда я объявил Мартину о том, что ухожу, он сразу же выписал мне чек на честно заработанные мной 264 доллара.
Кроме этих денег я получил в общей сложности 60 долларов чаевых. Просто за то, что добросовестно выполнял свою работу – так принято в Америке. Все грузчики интеллигентны (!) и тактичны в общении с клиентами. Быть вежливым, по их мнению, нетрудно и очень выгодно и, кроме того, это приятно. Мне было очень жаль уходить из компании, но я понимал, что если поработаю ещё хотя бы несколько дней, то слягу – грузчик из меня не вышел.
После увольнения меня ждали три недели безрезультатных поисков новой работы. Я искал её в Интернете, отсылал резюме, созванивался с потенциальными работодателями, просто бродил по различным кафе, ресторанам, пиццериям, магазинам. Обычно мне давали анкету, которую после заполнения складывали в огромную стопку других таких же, заполненных, вероятно, тоже студентами-неудачниками.
В Бостоне есть район Оллстон – место, где живут русские (украинцы, белорусы и т. д.). Этот район не похож на Брайтон-Бич в Нью-Йорке, но вывески, радующие глаз русского человека, вроде Berezka, курьёзные, наподобие Babushka Deli, или русские надписи «Аптека» там иногда встречаются. Кстати, аптека в Америке – это обыкновенный супермаркет с фармацевтическим отделом. Так вот, те русские, которые приезжают в США на постоянное место жительства, чаще всего оседают в таких вот русских районах. Чтобы там жить, даже не обязательно знать английский: в магазинах работают русские продавцы, среди русского населения распространяется множество бесплатных рекламных русскоязычных изданий, предлагающих услуги русских врачей, строителей, юристов, парикмахеров и т. д. В трамвае к нам подсел один выходец из бывшего СССР и в разговоре обронил, что иногда ему кажется, что из России он и не уезжал – так часто всюду слышится русская речь.
В последний свой день в Америке я побывал на Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Абсолютно все вывески на русском языке. Это место, пожалуй, единственное во всей Америке, где тебе могут нахамить или отправить по известному адресу. Когда я покупал бутылку кваса за 2 доллара и спросил, хороший ли он, мне ответили, что хороший. Квас оказался отвратительный.
Особенно много русских становится в США летом, когда приезжают работать наши студенты. Самые предприимчивые привозят с собой несколько блоков сигарет, которые можно выгодно продать. Сигареты в Америке безумно дорогие – от 8 долларов за пачку, и даже «стреляют» их там за деньги в расчёте доллар за штуку. Блок можно продать долларов за 50, продал пару блоков – и можно жить две недели. Медицинское обслуживание непомерно дорогое, и это служит хорошим стимулом для поддержания здорового образа жизни и воздержания от курения. Тратить огромные деньги на сигареты для того, чтобы потом оплачивать огромные счета за медицинские услуги? Это как минимум нерационально для американцев, берегущих каждый доллар. Каждое утро в парках и спальных районах можно видеть толпы людей, совершающих пробежку. Следить за своим здоровьем выгодно во всех отношениях.
Вместе с тем среди американцев очень много полных людей. Не просто полных – огромных. Воздерживаясь от вредных привычек и посещая тренажёрные залы, большинство, тем не менее, не следит за питанием. Для американцев дорога каждая минута (время – деньги), а потому времени на то, чтобы нормально поесть, зачастую не хватает, поэтому Америка – это торжество фаст-фуда. Для многих из нас ходить в «Макдоналдс» раз в неделю – это шик и расточительство. Американцы едят в таких заведениях несколько раз на дню и, как следствие, полнеют.
В Бостоне на улицах очень много людей в инвалидных колясках, в отличие от наших инвалидов, которые почти не покидают своих домов. Подавляющее большинство кресел-каталок автоматические: стоит повернуть рычажок – и едешь. Люди с ограниченными возможностями в Америке себя таковыми совершенно не ощущают: им всегда обеспечены внимание и поддержка – почти на каждой станции метро есть лифты для инвалидов, все туалеты и даже примерочные в магазинах оборудованы специальными кабинками, у входов в здания рядом с лестницей обязательно есть пандусы. Зайти в общественный транспорт инвалиду просто: на остановке автобус снижает посадку, и опускается специальная платформа, на которую въезжает кресло-каталка. Водитель пристёгивает инвалида ремнями безопасности. Нам, русским, это казалось в диковинку. Но ведь так и должно быть на самом деле…
В супермаркетах мы покупали только макароны, рис и мясо, иногда пиццу – всё остальное невкусное. На прилавках очень много генетически модифицированных продуктов, от них также можно поправиться. Странно, но факт: в стране с таким развитым сельским хозяйством, потрясающей сферой обслуживания, высочайшим уровнем здравоохранения вкусная и здоровая еда – редкость.
Спиртное и пиво, кстати, всегда продаются в специальных отделах, и купить их тем, кому не исполнилось 21 года, нереально. Никаких пивных ларьков вроде тех, что стоят у нас на остановках, нет. Удостоверение личности в винных отделах американских магазинов спрашивают лет до 30, но рядом часто обретаются бомжи, которых можно попросить за пару долларов купить что-нибудь из винно-водочного ассортимента. В государственные праздники – День Памяти или День Независимости, винные магазины не работают, их закрывают накануне вечером. Стоит кому-нибудь в парке или на улице открыть бутылку пива, как сразу же появятся полицейские, доходчиво объяснят, что распивать пиво на улице запрещено, и оштрафуют.
В Америке редко где увидишь полицию, но если где-то нарушается закон, она появляется незамедлительно. Не так давно в США вставал вопрос о борьбе с нелегальными мигрантами. В некоторых южных штатах полицейские стали прибегать к стандартному и привычному для нас в России методу: простой проверке документов на улице. Там это вызвало такую бурю возмущения, что от неудачной затеи пришлось отказаться. А у нас в Москве попробуй только отказать милиционеру...
Через три недели безработной жизни я понял, что оставаться в Америке не стоит: с каждым днём наших студентов становилось всё больше, соответственно, шансов найти новую работу было всё меньше. Транжирить родительские деньги мне не хотелось, и я решил лететь обратно.
Там, за океаном, я увидел совершенно другой мир, другую жизнь – действительно словно побывал на другой планете. Нельзя сказать, что я открыл много нового, но я увидел всё своими глазами. А Америка стоит того, чтобы на неё посмотреть. Известный веб-дизайнер и блогер Артемий Лебедев жил в Америке год, когда ему было 16 лет, и он осознанно вернулся в Россию. Он однажды сказал, что с тех пор он старается делать всё, чтобы у нас было так же хорошо, как у них. США – вовсе не идеальная страна, и там тоже существует много проблем. Но то, что американцы умеют и любят жить и работать – факт. Трудолюбие и усердие сделали эту страну процветающей.
А что сделает процветающей Россию? Олигархи, которых заставляют инвестировать в Сколково, чтобы под флагом модернизации чудесным образом ликвидировать безработицу, избавиться от тотального пьянства и повысить пенсионный возраст?..
ГЕОРГИЙ | 09.04.2011 в 11:56 | ответить0
МОСКОВИЯ ЭТО СТРАНА СОЗЛАННАЯ ПО ВОЛЕ БЕЗУМСТВА СИЛЫ, СТРАХА И ЛЖИ. НЕТ НИЧЕГО ПОДЛИННОГО, ИСТИННОГО, ЕЗДЕ ФЛИРТ, ЧЕГО БЫ ЭТО НЕ КАСАЛОСЬ. СВОЯ ВЫДУМАННАЯ «ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ — УКРАДЕННАЯ У УКРАИНЦЕВ И ПРИСВОЕННАЯ СЕБЕ — ЭТО ЖЕ КРАЖА ВСЕХ ВРЕМЁН И НАРОДОВ., ИЛИ ДОСТИЖЕНИЯ В НАУКЕ, БУДТО БЕЗ ЛАВРЕНТИЯ БЕРИИ СТРАНА СМОГЛА БЫ ЧЕГО-ТО ДОСТИЧ В НАУКЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ, ИЛИ КОСМОСЕ.
НУ А КАК БЫТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОБЕДОЙ НАД НАЦИЗМОМ ГЕРМАНИИ?.. БЕЗ АМЕРИКАНГСКОЙ ПОМОЩИ ПОБЕДЫ НЕБЫЛО БЫ И НИ КАКОЙ БЛАГОДАРНОСТИ АМЕРИКАНСКОМУ НАРОДУ.
СРАЗУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ И ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ СТРАНЫ ВРАЖЕСКИЕ. ПОСМОТРИТЕ — ПУТИН И МЕДВЕДЕВ ЛОБЫЗАЮТСЯ С ДИКТАТОРАМИ ИРАНА И ВЕНЕСУЭЛЫ, КОТОРЫЕ ОТКРЫТО ПРИЗЫВАЮТ УНИЧТОЖИТЬ АМЕРИКУ, И ОДНОВРЕМЕННО ЧУТЬ ЛИ НЕ ТРЕБУЮТ ДЕНЕГ ОТ ТОЙ ЖЕ АМЕРИКИ И ЕВРОПЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ( О БОЖЕ, СКОЛЬ ИХ БЫЛО?)СОЗДАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ „ЗОН“.
НАПАЛИ НА ГРУЗИЮ И ОТОБРАЛИ У ГРУЗИНСКОГО НАРОДА ИХ ИСТОРИ ЧЕСКИЕ ЗЕМЛИ, И УНИЧТОЖИЛИ ЧЕЧНЮ СРАВНЯВ ЕЁ С ЗЕМЛЁЙ.
У ЭТОЙ СТРАНЫ НЕТ НИ КАКИХЪ ПЕРСПЕКТИВ, КАК У ЛОЮБОЙ ИМПЕРИИ С ПОЛУГРАМОТНЫМ НАРОДМ — РАБОМ.