– Сергей Николаевич, насколько серьёзна проблема неплатежей на сегодняшний день?
– На данный момент ситуация близка к критической. Неплатежи приобрели системный характер, и сбытовой компании становится всё сложнее компенсировать кредитами нехватку оборотных средств. Конечно, дело не только в негативном влиянии неплатежей на хозяйственную деятельность ЯСК. Ситуация с накапливающимся долгом повлечёт за собой серьёзные проблемы для энергобезопасности всего региона, поскольку сейчас, в разгар ремонтного сезона, когда объекты ЖКХ должны готовиться к будущему отопительному сезону, часть из них отключена от энергоснабжения за хронические неплатежи. При этом нужно помнить, что это организации, отвечающие за снабжение жителей области теплом и горячей водой. О какой надёжности работы этих организаций зимой в этом случае может идти речь?
– Какую сумму составляет задолженность потребителей перед ОАО «Ярославская сбытовая компания»?
– На сегодняшний день сумма долга предприятий сферы ЖКХ перед компанией достигла 240 миллионов рублей. К сожалению, все письменные и устные предупреждения в адрес злостных неплательщиков оказываются неэффективны – предприятия ЖКХ и по сей день не спешат рассчитываться с гарантирующим поставщиком. ЯСК терпеливо переждала застойный в финансовом смысле зимний период, мы ждали выполнения договорённостей по оплате, заключённых на достаточно высоком уровне, и только в конце весны, предварительно уведомив муниципальные предприятия, приступили к введению ограничений в поставках электроэнергии. Неплательщики обязаны были расплатиться с нами за долги, накопленные ими за осенне-зимний период, но платежей нет, договорные обязательства нарушены, графики реструктуризации долга не выполняются. Хочу напомнить, что, вводя ограничения на поставку энергоресурсов, мы действуем полностью в рамках правового поля. Для нас это единственная экономическая мера, которая позволит получить деньги с недобросовестного потребителя. При этом нас как жителей области не может не волновать тот факт, что постоянно растущая сумма задолженности ставит под угрозу подготовку к зиме большинство объектов ЖКХ области.
– Кто «лидирует» в списке должников?
– Чтобы оценить масштаб проблемы, достаточно привести суммы задолженности нескольких наиболее крупных муниципальных предприятий региона. Так, на 1 августа 2010 года долг за потреблённую электроэнергию МУП «ЖКХ» Переславского муниципального района исчисляется миллионами рублей – 30 миллионов, это 7 периодов (месяцев) неоплаты. Переславский «Водоканал» задолжал ОАО «ЯСК» 21 миллион, но с возвращением долга тоже не спешит. Рыбинский муниципальный район – также «лидер» со знаком «минус»: МУП «Коммунальные системы» обещало расплатиться с нами ещё в начале прошлого месяца. Их задолженность – 11 периодов. Сумма долга – 22 миллиона рублей. Но организация перечислила всего 300 тысяч. На этом платежи прекратились. Не выполняет обязательства по реструктуризации задолженности и МУП «Каменники». В их случае отсутствует отплата в течение 14 периодов. Общая задолженность – 29 миллионов рублей. «Рекорды» бьёт Гаврилов-Ямский муниципальный район. МУП «ЖКХ Заячье-Холмского сельского поселения» не платит за полученную электроэнергию уже 25 месяцев! Серьёзные проблемы есть и в Некоузском МР. Здесь систематически задерживает выплаты МУП «Октябрь – ЖКХ». Ни в чём не уступает предыдущим должникам Пошехонский водоканал, где оплаты нет 19 периодов. И это ещё не полный список должников. В Ярославле ситуация с долгами в сфере ЖКХ менее критична, но общую картину портит ОАО «ЖКХ – Заволжье». У него 6 периодов неоплаты и 9 миллионов рублей долга. Причём долги продолжают расти. Руководители предприятий-неплательщиков ссылаются на несвоевременную компенсацию льгот и субсидий из бюджетных средств, на задолженность бюджетных организаций. Однако удивляет отсутствие активной заинтересованности в поиске выхода из сложившейся ситуации со стороны руководства проблемных муниципальных районов в разгар подготовки к осенне-зимнему сезону. Говоря о долгах, стоит отметить, что население области в целом добросовестно платит за потреблённую электроэнергию, хотя и здесь есть негативные примеры. Но яркий пример низкой платёжной дисциплины – это организации, управляющие жилищным фондом. Деньги от управляющих компаний не поступают в сбытовую компанию по полгода.
– Каким образом долги потребителей могут сказаться на взаимоотношениях ЯСК с другими предприятиями энергетического сектора, генерирующими и сетевыми компаниями?
– Хочу напомнить важный момент: энергосбытовая компания обязана рассчитываться за электроэнергию, приобретённую, в том числе и для неплательщиков, на оптовом рынке электроэнергии, и никакие ссылки на сложную экономическую ситуацию там в расчёт не принимаются. За купленную электроэнергию мы рассчитываемся с оптовым рынком каждую неделю, с электросетевыми компаниями за транспортировку – два раза в месяц. В результате систематических неплатежей потребителей образуются огромные кассовые разрывы, которые мы вынуждены покрывать за счёт кредитов и, соответственно, нести незапланированные расходы на их обслуживание. При этом мы понимаем, что ответственность за надёжное энергоснабжение региона с нас никто не снимает. Всем потребителям необходимо понять одну простую вещь: электроэнергия – это товар. Приобретая его, нужно заплатить. Попытка взять товар бесплатно имеет вполне конкретное название. Принимая во внимание то, что ситуация с долгами усугубляется, ЯСК вынуждена ужесточать политику по отношению к должникам, действуя в интересах добросовестных потребителей.
– Сергей Николаевич, в 2009 году было принято постановление Правительства РФ № 816, касающееся юридических лиц, которое по праву можно назвать «рычагом давления» на несознательных плательщиков. Какую ответственность за несвоевременную оплату потреблённой электроэнергии предполагает этот документ?
– Согласно постановлению Правительства РФ № 816 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчётов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ» от 17 октября 2009 г., были значительно ужесточены требования к юридическим лицам в части своевременной оплаты потреблённой электроэнергии. В соответствии с постановлением, в срок до 10-го числа месяца потребитель должен оплатить 30 процентов стоимости договорного объёма потребления электрической энергии (мощности) в этом месяце. Далее, до 25-го числа месяца оплачивается 40 процентов стоимости договорного объёма потребления в данном месяце. И наконец, в срок до 18-го числа следующего месяца, потребитель оплачивает фактически потреблённую в истекшем месяце электрическую энергию (мощность) с учётом средств, внесённых ранее. Законодательство определяет именно такой порядок оплаты, которого мы и будем придерживаться.
Более того, постановление № 816 предоставляет энергосбытовой компании право введения режима ограничения электроснабжения в адрес потребителя, который до 10-го числа расчётного месяца не произвёл первую часть платежа в размере 30 процентов от стоимости договорного объёма потребления электроэнергии. Если накопленная задолженность потребителя больше или равна этой сумме, то в период с 11-го по 17-е число гарантирующий поставщик имеет право инициировать в отношении такого потребителя введение режима ограничения. Ранее гарантирующий поставщик мог ввести ограничение лишь в адрес потребителей, задолжавших суммарно за два и более расчётных периода. Хочется надеяться, что эту крайнюю меру нам всё же не придётся применять к нашим клиентам.
– В завершение разговора несколько слов о том, как складываются отношения ОАО «ЯСК» с добросовестными потребителями.
– Статус гарантирующего поставщика, которым обладает Ярославская сбытовая компания, ко многому обязывает. По сути своей деятельности гарантирующий поставщик стоит на защите интересов клиента. Мы – то звено, которое объединяет отношения генерации, сетей и конечных потребителей. В данной цепочке мы – партнёры потребителей и с такой позиции выстраиваем работу нашей компании. Кроме этого мы убеждены, что в рамках политики по энергосбережению, проводимой руководством страны, нужно уделять больше внимания планированию собственного потребления, повышению энергоэффективности производства и внедрению энергосберегающих технологий. В этом Ярославская сбытовая компания всегда готова оказать своим клиентам необходимую информационную поддержку.